
Закупив по дороге продукты для вечернего шашлыка, к половине десятого я оказалась на стоянке Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Монастырь основан в 1656 году Патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест.

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей.
Во время войны многие архитектурные памятники монастыря были уничтожены, в их числе и Воскресенский собор, взорванный минёрами немецко-фашистской дивизии СС «Райх».
Начиная с 1959 когда возобновил свою работу музей, началось восстановление монастыря. В конце XX века, а именно 10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите,которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве

Далее мой путь пролегал по Волоколамскому шоссе в сторону Иосифо-Волоцкого монастыря. Но на половине пути я изменила вои планы и отправилась в село Ярополец, где планировала осмотреть две находящиеся рядом усадьбы.
Первой на моем пути была усадьба графа Чернышева.

История усадьбы начинается в 1717 году, когда первый граф Чернышев - Григорий Петрович - приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенко к Александру Артемиевичу Загряжскому, который женился на внучке гетмана.

Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством.
После Октябрьской революции усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря.
Во время войны в главный дом попали снаряды и часть стен была разрушена полностью.
В 80-х годах прошлого века началась масштабная реставрация усадьбы, но наступивший 1991 год положил конец далеко идущим планам.
Сейчас главный усадебный дом выглядит вот так.


В настоящее время усадьба принадлежит МАИ. Ведутся переговоры о передаче усадьбы и начале реставрации.

На противоположной стороне дороги, разделившей усадьбу после 1917 года стоит вотчинная Казанская церковь. Она состоит из двух симметричных частей со сквозным поперечным проходом. В левой части находится собственно церковь, в правой усыпальница Чернышевых.

В настоящее время вокруг храма возведен забор, начались реставрационные работы.

Основная ось усадебного комплекса связывает господский дом с Казанским храмом и центральной аллеей регулярного липового парка, который спускается к пруду тремя террасами.


На месте пересечения с поперечной осью высится гранитный обелиск в память о посещении имения Екатериной Великой.

Неожиданно для себя я обнаружила, что гуляю по заброшенной усадьбе около трех часов. Честно говоря хотелось есть ведь завтракала я в 6 утра. Чашечка кофе и улитка с корицей на заправке не в счет.
В общем я решила поехать на дачу, а осмотр соседней усадьбы оставить на следующий день.
На даче меня ждали цветы.

И вкусный ужин, в чудесной компании.


В усадьбу Гончаровых в Яропольце я добралась на следующий день только к 16 часам, в очередной раз убедившись в правоте фразы: Все что не делается - все к лучшему. Почему расскажу в конце...

Задолго до Гончаровых усадьбой владел гетман Дорошенко, затем как я уже писала, перешла в качестве приданного его внучке.

Новый хозяин перестроил деревянные постройки усадьбы в камне. При нем сложилась и та планировка усадьбы, которую мы видем сейчас.


В сентябре 1775 года в гостях у Загряжского побывала императрица Екатерина II, а через несколько недель — великий князь Павел и его первая жена.

В 1821 году усадьба перешла по наследству веучке А. Згряжского Наталье Ивановне, в 1807 году вышедшей замуж за Николая Гончарова.
Сюда, в усадьбу к теще, дважды приезжал А.С. Пушкин. В центре усадьбы установлен его бюст.

А на главном доме - мемориальная доска.


Самая ранняя из сохранившихся построек усадьбы — кирпичная церковь Иоанна Предтечи.

Церковь построена в 1771—1755 годах по заказу А. А. Загряжского. В 1808 году во время реконструкции, сын А. Загряжского, Борис, распорядился пристроить к храму два придела: святой Великомученицы Екатерины и святых мучеников благоверных Бориса и Глеба. Храм получил нетрадиционное завершение — вместо церковной главы его венчает золочёный шар с крестом, поддерживаемый, наподобие античных жертвенников, четырьмя опорами.

На одной из стен храма сохранились росписи.

А теперь о том, почему все что не делается - к лучшему.
Перед входом в храм весит объявление: Храм открыт ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 14:00. То есть накануне и сегодня, так как понедельник, храм закрыт. И может оно так и было, приедь я раньше. Но 12-го июля большой церковный праздник - День святых апостолов Петра и Павла. Поэтому в 17 часов начиналась служба и мне удалось попасть во внутрь.

Вот такая получилась у меня прогулка на северо-запад Московской области. Прогулка, о которой я давно мечтала и которую, наконец, мне удалось осуществить.
Journal information