
Изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи – свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенном на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения Жителей Вятки и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня.

К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен. Представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные не протяжении XX и в начале XXI веков.
О веселом разгульном празднике, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки, будучи очевидцем, писал в «Вятских записках» вятский писатель В.В.Лебедев: «Когда попадаешь на праздник и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…»

Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV-XVI веках. В конце XIX – начале XX века она представляла собой в основном одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире.

В начале прошлого века, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление рукотворной игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подзарабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской.

Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина, творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла. Она обучила этому искусству двух своих дочерей: А.И.Мезрину и О.И.Коновалову.
В этот момент решающую роль в судьбе всего промысла сыграл вятский художник-пейзажист, знаток всего дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин. С 15-ти лет он увлекся творчеством мастериц, зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы, сумел разглядеть в их работах настоящее искусство.

Возросший интерес к народной игрушке и труды Деньшина дали возможность Анне Афанасьевне Мезриной в конце 1910-х - 1930-е годы не только проявить себя в полной мере, но и прославиться. Уже в весьма солидном возрасте она создала огромное количество произведений. В них просматривается явное предпочтение игрушкам укрупненных размеров, которых в дореволюционное время было совсем мало. Ее произведения стали ярче, в росписи появился орнамент. Определенное влияние на творчество А.А.Мезриной оказали рисунки А.И.Деньшина. Было заметно и другое: для нее важнее стало не количество сделанных игрушек, хотя от этого зависел заработок, а их качество. Она создала более восьмидесяти самых разнообразных сюжетов. Ее игрушки стали классикой дымковского искусства, эталоном высокого мастерства. Деньшин считал, что их характеризуют такие качества, как простота, краткость, выразительность и яркость.

После революции 1917 года и А.И. Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художником были созданы рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках», «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные», «Вятские старинные глиняные игрушки», вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами.

Ценной частью изданий стали не только тексты по истории промысла, но и зарисовки игрушек, выполненные на литографских камнях с последующей раскраской от руки яичными красками, точно скопированными с подлинников. Эти альбомы стали впоследствии незаменимым материалом для изучений промысла мастерицами всех поколений.

Кроме того художник собирал и отвозил в музеи Москвы и Петрограда первые коллекции дымковских игрушек. Так широкая общественность узнала о вятском дымковском промысле. Благодаря этой деятельности промысел выжил в самые трудные времена. В 1930-годы возросла популярность дымковской игрушки (публикации, заказы столичных музеев на коллекции игрушек, участие на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке). Деньшин привлек в промысел не только старых опытных мастериц, но и заинтересовал в этом искусстве молодых.

С 1934 года мастерицы сдавали свои игрушки, как надомницы, сначала на фабрику гипсовых игрушек в самой слободе Дымково, а затем переправляли в город в товарищество «Кировский художник».
В 1920-30-е годы начали появляться первые композиции, состоящие из нескольких фигур, связанных по смыслу и объединенных основанием («блинчиком»). Этот прием позволил отражать темы реальной жизни в жанровых сценах.

В 1939 году бригада мастериц в составе Е.А.Кошкиной, Е.И.Пенкиной, О.И.Коноваловой и З.Ф.Безденежных под руководством А.И.Деньшина участвовала в оформлении зала Кировской области в павильоне «Ленинград-Северо-Восток» на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Пресса в те годы писала: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно занял свое место в творчестве мастериц второй половины XX века.

Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой урон возрождающемуся дымковскому промыслу. Вначале казалось, что в такое тяжелое для всей страны время глиняные игрушки не нужны. Но вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом, большим спросом. В 1942 году производство игрушек было возобновлено.
После Победы над фашизмом страна вновь обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц, выделяя финансы на улучшение их условий труда, на обучение молодежи. Однако организационные трудности не позволяли решить проблему на месте. К тому же из жизни стали уходить старшее поколение мастериц (Е.И.Пенкина, Е.А.Кошкина) и А.И Деньшин.
Не только мастерицы лишились своего верного друга и советчика, промысел фактически остался без руководителя, человека, который в течение нескольких десятилетий заботился о нем, как о своем детище, помогал его успешному развитию.

С конца 1950-х годов в стране начинается возрождение художественных промыслов, проявляется интерес к древним национальным корням. У дымковских мастериц начинается творческий взлет, поиск новых решений. Увеличивается спрос на игрушку. Для многочисленных художественных выставок – областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и персональных – мастерицы делают творческие работы на разные темы. Публикации в столичной и местной прессе, внимание специалистов, музейных работников делают имена многих мастериц известными.

В 1955 году в промысел приходят учениками в будущем знаменитые мастерицы Е.А.Смирнова, З.И.Козакова, А.В.Кузьминых. В 1958 году принимают на обучение еще одну группу учениц: Л.С.Фалалееву, Л.А.Иванову, А.Ф.Полыванову, В.П.Племянникову, Н.П.Трухину, А.И Ворожцову, Г.И Баранову, В.П.Красикову, Н.П.Борижкову, А.В.Калинину. тех, кто в скором времени прославит промысел.

Сначала все молодые мастерицы сидели в одной комнате в Доме художников под опекой скульптора М.М.Кошкина, председателя Вятского союза художников. Художественный руководитель промысла в те годы Г.А.Окишева водила мастериц в местные музеи, где они целыми альбомами зарисовывали старинные образцы игрушек. Многие мастерицы занимались в художественной школе при Доме художника.

В 1967 году группа мастериц (З.В.Пенкина, Е.З.Кошкина, Е.И.Косс-Деньшина, О.И.Коновалова) получили звание Лауреатов Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества».

Кроме того они были награждены многочисленными дипломами, почетными грамотами и медалями. Долгое время они вместе являлись членами художественного совета промысла, принимали и оценивали работы всех мастериц.

Творческий путь старейших мастериц, созданные ими произведения, хранящиеся в музеях, да вся их сложная, но интересная жизнь являются очень ценным и важным этапом в сохранении развитии традиций дымковского промысла. Каждая из них – это легенда, которую невозможно забыть в силу значимости их вклада в общее дело.

Немало одаренных мастериц и среди тех, кто пришел в дымковские мастерские в конце прошлого начале этого века. Многие из них сознательно осваивают и совершенствуют «традиционный массовый ассортимент», не торопясь участвовать па больших художественных выставках. Внимательно изучая наследие прошлого, вглядываясь в старинные игрушки, они постепенно шлифуют мастерство, которое только и может стать прочной основой для самостоятельных, творческих поисков. Серьезное отношение молодежи к освоению традиций, уже принесшее хорошие результаты, вселяет уверенность в будущее дымковского искусства.

Journal information