Первой на нашем маршруте была усадьба Поленово. Ее история началась с обыкновенной мечты.
"Мечтаю о домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату, где будет музей; картинная галерея; библиотека. Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописная мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся".
Однажды, в 1889 году, путешествуя по Оке на пароходе, от Калуги до Тарусы, В.Д.Поленов увидел деревенский пейзаж - воплощение своей мечты в реальности. Сойдя на берег, у местных жителей Поленов узнал, что находятся они в Старом Бёхово, и что есть в селе имение, которое его хозяйка будет рада сбыть рук.
Деньги на покупку имения Василий Дмитриевич получил поле продажи императору Александру II картины "Христос и грешница", за которую государь заплатил 30 тысяч рублей серебром. Однако, даже получив купчую и приступив к ремонту захудалого поместья, Поленова, как только он выходил за ворота беховского дома, куда-то все время тянуло. Казалось, что есть места лучше.
Посоветовавшись с женой, Поленов предлагает крестьянам обменять плодородные земли имения на приглянувшийся ему песчаный бугор, впоследствии получивший название "Борок".
С ранней весны и до поздней осени в Борке собиралась вся культурная элита России. Коровин, Васнецов, Репин, Левитан были частыми гостями в усадьбе Поленова, приезжая сюда за вдохновением. По-соседски заглядывал, живший в Мелихово, Антон Павлович Чехов.
С годами усадьба разрасталась. В парке появился Детский домик, построенный специально для старших детей В.Д.Поленова.
Следом за ней возвели Адмиралтейство. где зимой хранили шлюпки, а сейчас можно увидеть знаменитую поленовскую диораму.
А в 1904 году было начато строительство мастерской, получившей впоследствии название Аббатство.
В Аббатство мы к сожалению не попали, оно было закрыто по техническим причинам. Но с большим удовольствием прогулялись по 6 комнатам большого дома, который изначально задумывался Поленовым как музей, и куда он сам часто водил экскурсии.
Дом в Борке был совершенно не похож на традиционные русские усадьбы. Деревянный сруб, установленный на каменный фундамент, был возведен по особой технологии. Каждый из четырех фасадов дома был не похож один на другой по высоте и архитектурному исполнению.
Комнаты всего дома, за исключением столовой, проходные.
На первом этаже располагались портретная (бывшая детская комната)
Библиотека
Столовая
Кабинет художника
На верхних этажах находились комнаты для гостей и членов семьи, а в самой большой комнате второго этажа, до строительства Аббатства художник разместил свою мастерскую.
Здесь же, на втором этаже, в угловой комнате располагается Пейзажная, которая используется под экспозиции картин Василия Дмитриевича. Среди картин, главная жемчужина коллекции музея - картина "Золотая осень".
В 1904 году было начато строительство Церкви Святой Троицы в Бёхово, по проекту В.Д.Поленова. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян. К сожалению внутрь попасть нам не удалось - церковь была закрыта.
До последнего мгновения жизни Василий Дмитриевич Поленов был занят работой. Одна из дочерей художника написала в своем дневнике: "Если он не работал в лесу, то на реке: строил плотину, ворчал и возил на лодке огромные камни, и действительно, через несколько времени зазеленел целый остров, деланный им".
Поленов скончался 18 июля 1927 года. Его похоронили на старинном кладбище Бёхова.
Ну а мы прощаемся с усадьбой великого художника и отправляемся дальше. Наш путь лежит в усадьбу Дворяниново, принадлежащую А.Т.Болотову - агранома, художника, музыканта, поэта - человека, несправедливо забытого, но очень много сделавшего для России.
По пути есть небольшое село Савино. Сюда обязательно стоит заглянуть. Почему?
Здесь находится Казанская церковь, построенная в 1770 году.
Напротив храма расположился музей командира крейсера “Варяг” Всеволода Федоровича Руднева. В музее мы не были, тащить Ульяшку насильно не стала.
С южной стороны церкви находится могила контр-адмирала. За ней могила с прахом моряков с крейсера "Варяг".
Отсюда до Дворянинова 20 минут езды. И вот мы уже в усадьбе.
Первое упоминание об усадьбе датировано 1629 годом, когда на берегах реки Скниги поселился Ерофей Гаврилович Горяинов, которого при первых Романовых отмечали за верную службу и жаловали большими земельными наделами.
Здесь в усадьбе Дворяниново, в 1738 году в дворянской семье родился Андрей Тимофеевич Болотов. Так как все дворяне несли военную службу, то детство Андрея прошло в постоянных разъездах. Именно поэтому его обучением всерьез не занимались.
Знания он черпал из разговоров со своими "одноклассниками" либо пытался под любым предлогом проникнуть в комнаты, которые для него не предназначались. Он старался запомнить все, что бы потом дома записать. В 16 лет он вынужден был отправиться на военную службу, но параллельно продолжал заниматься самообразованием - иностранными языками, много читал и переводил (французским он занимался с учителями), живо интересовался хозяйством местного населения (служил он недалеко от Риги), бывал на стекольных заводах, проводил опыты со взрывчатыми веществами.
Он принимал участие в первых сражениях Семилетней войны, служил в гарнизоне в Кенигсберге, как один из самых образованных офицеров попал в канцелярию генерал-губернатора Николая Андреевича Корфа. После перевода Кофра в 1761 году в Санкт-Петербург он предложил талантливому молодому человеку должность адъютанта. Возможно Болотов мог сделать блестящую карьеру военного, но после издания в 1762 году Манифеста "О вольностях дворянских", он вернулся в родное Дворяниново.
Он начал восстанавливать запущенное хозяйство, повышать доходы усадьбы и заложил сад. Именно в это время в круг его интересов попали земледелие и сельское хозяйство, он начал проводить опыты с плодовыми растениями.
Познакомившись с "Трудами Вольного Экономического Общества к поощрению в России земледелия и строительства" он вступил в него и начал активную публицистическую деятельность.
Усилия Болотова были замечены: Екатерина II пожаловала ему должность управляющего несколькими землями. В том числе, почти на 20 лет он стал управляющим имением графа Бобринского, внебрачного сына Екатерины.
Андрей Тимофеевич был человеком неординарным. Помимо того что Болотов обладал энциклопедическими знаниями в различных областях, он был еще и садоводом, и изобретателем, и медиком, и натуралистом, и минерологом, любил рисовать, музицировал и писал стихи и пьесы.
Немногие наверное знают, что в XVIII веке, такие овощи как картофель и помидоры считались ядовитыми и непригодными для употребления. Огромный клад в пропаганду этих овощей в России вне именно А.Т.Болотов. Весьма веским аргументом для крестьян в пользу разведения картофеля стала хитрость, к которой вынужден был прибегнуть Болотов. Он расставил в своем саду корзины с картофелем, а рядом поставил слуг их охранять. Ночью, решив, что стерегут что-то очень ценное, крестьяне растащили все клубни.
Взявшись за приведение в порядок своего хозяйства Болотов немало времени уделял парку. Однако поняв, что разбить регулярный парк ему будет не под силу (крепостных у Болотова было мало), он превратил свой парк в модель земного рая. Среди деревьев на участке был дуб, которому уже тогда перевалило за 200 лет. Однажды во время грозы в дуб попала молния, расколов его пополам. Часть дуба отпилили, а вторую оставили расти. Под образовавшейся аркой, так как дуб стал опираться на вяз, гости Андрея Тимофеевича любили загадывать желания.
Этот "арочный" дуб можно увидеть и сегодня. Это одна из главных достопримечательностей музея.
Главный усадебный дом в усадьбе к сожалению не сохранился. После смерти Болотова, его семья продает дом и имение. А в 1931 дом сгорает в результате поджога. И лишь спустя 35 лет принимается решение о воссоздании усадьбы и создании музея. За долгие годы здесь все заросло травой и бурьяном, и оставшийся поле пожара фундамент был найден чудом.
Дом был реконструирован на основе фундамента оригинального барского дома, по описаниям, оставленным владельцем.
Со стороны входа в усадьбу главный дом замечаешь не разу - он утопает в зелени. Зато с противоположной, юго-западной стороны, его хорошо видно.
Здесь же, на склоне горы стоит памятник А.Т.Болотову. Он смотрит вдаль, на раскинувшиеся просторы. Это один из двух (!) в России памятников этому неординарному человеку. Второй стоит в парке усадьбы Бобринских.
Из прихожей дома, где расположены кассы музея, гости попадают в просторную девичью. "Обманные фигуры" - давняя Дворяниновская традиция
Следующий зал - столовая.
На стене портрет Болотова, выполненный А.А.Чукиным, и герб рода Болотовых.
Столовая соединена с гостинной.
Направо - вход в парадную залу. Элегантная бордовая отделка интерьера без лишней роскоши, фортепиано, кабинетный рояль... Болотов хорошо играл на музыкальных инструментах. Любил музыку и танцы. Любопытно, что играть на скрипке он научился только в 40 лет, считая что негоже родителям отставать от детей.
В бывшей спальне небольшая экспозиция, посвященная крестьянскому быту и ремеслам здешних краев.
Отдельного внимания заслуживает кабинет Андрея Тимофеевича. "Наиприятнейшею из всех для меня комнатою был мой кабинет", писал сам Болотов. Рабочий стол с рукописями и книгами. Книжные полки с книгами, которые держал в своих руках Андрей Тимофеевич. Эти книги - единственное, что забрал внук из дома, продавая его. Здесь же, в кабинете, еще одна ценность Доряниновской усадьбы. Электрическая машина XVIII века. Аппарат производящий электрический ток, Болотов использовал для лечения больных, проводя сеансы электрофореза. Андрея Тимофеевича Болотова можно считать не только основоположником отечественной научной агрономии, но и физиотерапии.
Сегодня усадьба Дворяниново - это гектар исторического парка, 200 кв.м. постоянной экспозиции, сотни экспонатов, среди которых подлинники писем Болотова и его научная библиотека. А из рассказов экскурсоводов можно узнать много интересного о жизни нашего великого человека, которого за границей знают лучше, чем у себя на родине, процветанию которой он посвятил всю свою жизнь.
Вот такой вот интересной и познавательной получилась у нас поездка в последний день лета.
Journal information