"Эра Григоровича" - это путь длинною в 70 лет. От роли юноши в "Бахчисарайском фонтане" (1946) и первой собственной постановки в качестве хореографа балета "Аистенок" (1947) до уникальных балетов "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Иван Грозный" и другие.
В трех залах представлены фотографии, которые рассказывают о творческом пути Юрия Николаевича, его работе с артистами, его жизни.
Уникальные афиши спектаклей, поставленных Григоровичем. С "Ангары" Юрия Николаевича началась мой творческая жизнь в Большом театре. Именно этот балет стал первым моим знакомством с хореографией выдающегося мастера. Когда я пришла в театр этот балет как раз восстанавливали. Очень жаль, что балет сейчас не идет. Танцевать его было одно удовольствие.
Григорович и Годунов. Редкий, уникальный кадр. И таких на выставке много.
Юрий Николаевич и мой любимый педагог Нина Тимофеева.
"Работа с Григоровичем напоминала сплошной урок: цель - преодоление преград, новая цель - покорение вершины. Он умеет заставить артиста выложиться. Как всякий большой художник, он азартен и ценит это качество в других. Его замечания умны и точны, он наперед знает, чего хочет, заранее предвидит результат. Он эрудирован, острый ум его не знает покоя, поэтому с ним неизменно интересно. Григорович всегда предлагает новое и умеет так логично выстроить свою концепцию в спектакле, что это помогает актерам органично входить в его постановки" - говорила Н.В.Тимофеева о Григоровиче.
Целый раздел выставки посвящен жене и музе Юрия Николаевича Наталье Бессмертновой.
На выставки представлены фотографии из семейного архива, фондов Большого и Мариинского театра, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и музея им.А.А.Бахрушина.
Портрет Натальи Николаевны выполненный солистом Большого театра Юрием Тимофеевичем Ждановым.
Выставка дала уникальную возможность взглянуть на великую балерину с другой стороны. В свободное время Наталья Николаевна вышивала. На выставке представлена одна из ее работ.
Юрий Николаевич ответил на вопросы журналистов, которые конечно же касались его творчества, его неуемной энергии и вдохновения. Меньше двух недель назад был осуществлен перенос на историческую сцену Большого театра балета "Раймонда", после чего Юрий Николаевич успел завершить постановки в Санкт-Петербурге и Мюнхене.
Мне вспомнилось как Юрий Николаевич ставил в 1991 году балет "Баядерка". Работу над ним он начал, когда труппа находилась на гастролях в Латинской Америке, а именно в Аргентине. Мне тогда посчастливилось принимать в этом участие. Он вызывал меня и Светлану Молеву и пробовал с нами различные движения и комбинации. Это был процесс постановки Танца с попугаями. Спрашивал, что удобно, а что нет. Он никогда не мучил артистов, вызывая сразу всех. А придумывал танец на одного-двух человек и уже потом имея готовый материал вызывал все составы.
Юрием Николаевичем поставлены 8 уникальных балетов. Это "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Щелкунчик", "Спартак" (в котором к сожалению я не занята), "Иван Грозный", "Ангара", "Ромео и Джульетта»", "Золотой век". Мне сложно сказать какой из них мой любимый. Наверное отдам пальму первенства "Ивану Грозному" и, к сожалению не идущему в Большом театре, "Каменному цветку".
Уверена выставка будет интересна не только профессионалам, но и людям далеким от балета. Ведь Юрий Николаевич - это человек эпоха. И не только в искусстве, но и в жизни огромной страны.
Больше фотографий смотрите здесь
Journal information