Уютные, камерные по своим размерам помещения дворца с самого первого проекта не были предназначены для больших торжеств. Это атмосфера домашнего уюта и покоя усилились после его перестройки приглашенным архитектором Максимилианом Месмахером.
Его излюбленным приемом было смешение различных стилей и направлений. Однако делалось это гармонично и в разумных пределах.
Каждый этаж здания, а всего их три, имел свое назначение. Первый этаж предполагался для развлечений, второй предназначался для работы и отдыха императорской семьи, третий, так и оставшийся незаконченным при Александре III - должны были занимать дети.
Войдя во дворец, мы попадем в нижний вестибюль. И, как и задумывалось архитектором, с разгоряченного солнцем воздуха окунаемся в прохладу сине-голубых росписей изразцовой плитки.
Ею была облицована нижняя часть стен.
Паркет заменила метлахская плитка.
Помещение разделяется на две части пологой аркой.
Лестницы дворца, благодаря резным переплетам перил, сглаживают контраст обстановки вестибюля и остальных комнат.
Бильярдные комнаты, как правило отделывались в стиле английского Возрождения.
Интерьер комнаты украшают традиционные для английских домов дубовые панели и камин, расположенный в углу.
Потолок, богато украшенный лепниной, подражание готическому стилю.
Двери и решетки водяного отопления отделаны различными породами дерева, с применением техники инкрустации дерева по дереву.
Пейзажи с изображением красот Крыма дополняют виды, открывающиеся из окон дворца. Среди работ представлены картины художников XIX века: А.И.Мещерского, Ф.А.Бронникова, В.В.Верещагина, В.Д.Поленова.
По соседству с Бильярдной располагалось помещение для семейных обедов и приемов гостей.
Почти всю площадь комнаты занимает огромный стол.
Стены облицованы высокими, в человеческий рост, дубовыми панелями, украшенными барочной резьбой. С потолка нависают деревянные балки.
Столовая как бы разделена на две части: собственно столовую и каминную. На арке разделяющей помещение сохранились остатки росписи.
Фронтон камина выполнен из дерева, а его нижняя часть украшена майоликовыми изразцами.
Месмахер был одним из первых, кто начал возрождать в интерьерах позабытые традиции изразцовых печей, популярных в XVII-XVIII веках.
Одно из лучших творений Месмахера находилось за этой дверью - в Буфетной. Увы, до наших дней оно не сохранилось.
Ну а мы вернувшись через бильярдную в нижний вестибюль, по винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж. Лестница это использовалась для прислуги.
Парадная лестница - вот за этой решеткой.
Первая комната, в которую мы попадаем, поднявшись на второй этаж - приемная Ее Величества.
Из этой проходной комнаты, через дубовую дверь с зеркаловидными стеклами, можно попасть в Кабинет Марии Федоровны. Над дверью резной фронтон буквой "М".
В потолок искусно вмонтированы вентиляционные решетки. Их можно увидеть прямо над окошком.
Изящная лепка потолка раскрашена, поэтому можно видеть все детали.
В прихожей второго этажа, куда вела парадная лестница, установлена вешалка, где можно было оставить не только верхнюю одежду, но и ружья.
А это зеркало видало не мало известных российских деятелей.
Пройдя по коридору направо
мы попадаем на мужскую половину - в приемную Его Императорского Величества, которая предназначалась для деловых аудиенций, служила библиотекой и помещением для дежурных адьютантов.
На верхних полках встроенного книжного шкафа хранятся книги конца XVIII века французского писателя-просветителя Вольтера, а рядом сочинения Уильяма Шекспира.
Нижние полки заняты приветственными адресами, преподнесенными Александру III и Марии Федоровне по случаю их серебряной свадьбы.
Кабинет Его Императорского Величества предназначался для работы лишь номинально. В нем никогда и никто не работал. Императора Николая II здесь часто можно было застать здесь за чтением книг или делающим записи в дневник во время его краткосрочных приездов в Массандру.
Первоначальная площадь помещения была увеличена архитектором за счет нищи.
Центральную часть кабинета занимают кресла в стиле ампир, украшенные деревянной золоченной резьбой в виде лавровых венков и гирлянд.
Стенные панели, выполненные из массива орехового дерева, контрастируют с серым мрамором камина.
Опочивальня никогда не использовалась по своему назначению. Члены царской семьи бывали во дворце лишь в дневное время. По традиции загородных домов располагается опочивальня в центре здания.
При проектировании Кабинета Ее Величества Императрицы Марии Федоровны, Месмахеру удалось удивительно точно передать ее характер. Холодные оттенки мебели и проникающий через удачно расположенные окна придают помещению воздушность и делают его самым светлым залом второго этажа.
В Кабинете сохранились небольшие фрагменты росписи помещения.
В центре комнаты, на столе, фотография Марии Федоровны сестрами: Александрой - супругой короля Англии (в центре) и Тирой - герцогиней Кумберлендской (слева).
На третьем этаже в настоящее время расположена выставка «Как мы жили… идеалы прошлого» (произведения соцреализма 40-50гг. XX века). Туда мы не пошли, а полюбовавшись потолком
спустились по парадной лестнице в парк.
Придворцовая часть парка является несомненной гордостью Массандровского дворца. Ее проектированием также занимался Максимилиан Мисмахер.
Уже после смерти Александра III была построена высокая стена, выполнявшая не только декоративную функцию, но и защищавшая строение от оползней и ливневых вод. Ее украшали высокие колонны, декоративные вазы и большие арки.
Дворец-музей в Массандре - воплощенная в реальности жизнь русских императоров.
Journal information