Комплекс зданий считается одним из лучших памятников московского модерна. В историю архитектуры особняк вошел по имени его владельца – И.А. Миндовского – крупного верхневолжского текстильного фабриканта. С 1924 года в здании размещалась Шведская миссия — сначала посольство, затем резиденция шведского посла в СССР. В 1972 году усадьбу передали посольству Новой Зеландии.
В архитектуре и оформлении здания собраны все любимые приемы Льва Кекушева: асимметрия здания, цокольный этаж, отделанный каменной штукатуркой, расширяющий здание книзу, но не придающий ему тяжеловесность. Необычно закруглены стены с огромными в два этажа не повторяющимися по форме и рамам окнами, плавно изогнуты козырьки разноуровневой крыши.
Высокий фронтон бокового фасада венчала статуя богини Авроры, у ног которой играли ангелочки. Она была утрачена во время Великой Отечественной войны, но сейчас в ходе реставрации восстановлена и возвращена на свое место, спустя 70 лет.
Фасады дома, выходящие на Поварскую улицу и на Скатертный переулок, оформлены по-разному. Центральная деталь на фасаде на Поварской – большое трехчастное окно с балконом, решетка которого выполнена в виде листьев аканта колючего и маковых головок. Над аттиком – рельефное панно с фигурками ангелочков (путчи), символизирующих искусства: один играет на дудочке, другой делает вазу, третий с циркулем – уж точно архитектор!
Два года в особняке шла масштабная реставрация. Капитальный ремонт с элементами реконструкции и реставрации фасадов, кровли, ограды и интерьеров особняка И.А. Миндовского проводило ГлавУпДК при МИД России.
В ходе работ реставраторов ждали открытия. Так, во время вскрытия потолков и снятия поздней отделки были обнаружены и полностью восстановлены: потолочная лепнина, выполненная в различных стилях для каждого зала, монументальная живопись и витражные панно. Воссоздано первоначальное цветовое решение интерьеров и фасадов, в том числе произведена реставрация обнаруженного золочения. Восстановлен авторский дубовый паркет на втором этаже.
Произведена реставрация исторических осветительных приборов (люстр на главной лестнице, многочисленных бра, светильников и уникальных жирандолей, встречающих гостей у главного входа), многофигурных скульптурных барельефов, относящих нас к мотивам античности, парадной мраморной лестницы с металлическим ограждением из шпиатра с масками львов и камина из оникса, не имеющего аналогов.
По результатам проведенных историко-культурных исследований, изучения архивных фотоматериалов, справок, чертежей, использования сохранившихся образцов в особняке восстановлены оригинальная планировка начала XX века, своды «Монье» в подвале дворовой пристройки, утраченные элементы интерьеров.
Давайте прогуляемся по комнатам особняка и посмотрим как он выгляди сейчас, после завершения реставрации.
Свою прогулку мы начнем с зимнего сада.
Первоначальное остекление зимнего сада было совершенно уникальным – его составляли стекла с характерным модернистским орнаментом, выполненным в технике кислотного травления.
В годы войны почти все стекла были утрачены.
Но благодаря новым технологиям их удалось восстановить. Считается, что такая деталь отделки нигде в Москве больше не встречается.
В наружном остеклении остались лишь два оригинальных стекла. Если будете проходить мимо, посмотрите наверх...
Во время обследования зимнего сада были обнаружены: подвесной металлический потолок с заполнением из разноцветных кабошонов, образующих замысловатый орнамент.
Общая площадь восстановленного стеклянного потолка оставила 20,27 кв.м.
Была очищена и восстановлена спрятанная за слоями штукатурки, краски и обоев отделка стен из глазурованной плитки голубого цвета.
По отдельным фрагментам удалось восстановить и напольное покрытие зимнего сада.
Заслуженный архитектор Российской Федерации, автор проекта реставрации особняка Борис Григорьевич Могинов рассказал и о других находках. Например была найдена и восстановлена напольная плитка которая находилась между витражом и торой рамой в столовой.
Бросив еще один взгляд на великолепный витраж мы отправляемся дальше.
Соседнюю с зимнем садом комнату голубого цвета украшает люстра. Кстати, ни одна люстра в особняке не повторяется. За исключением парных висящих в одной комнате.
Что бы попасть в столовую, нужно пройти через парадную лестницу.
Главным акцентом является огромное цветное окно-витраж с растительным орнаментом. Его цветовая гамма такова, что в любую погоду кажется, что за окном светит солнце. Средняя и верхняя часть подлинные. Утраченная некогда часть была восстановлена в 2005 году.
Парадную лестницу украшает большая хрустальная люстра.
С перил лестницы на нас смотрят характерные для символики Кекушева бронзовые маски львов.
На стенах парадной лестницы скульптурный фриз, изображающий хоровод Жизни.
С парадной лестницы мы попадаем в столовую.
В ходе реставрации были обнаружены считавшиеся утраченными элементы интерьера — майоликовые панно, четырёхметровый витраж с изображением Пана.
За витражом, в проеме между ним и выходом на балкон, и пряталась та самая плитка, о которой я говорила ранее.
Балконом не пользовались, со временем его вообще убрали, как пришедший в негодность, а выход замуровали.
Восстановленная современная плитка более яркая, сохраненная (историческая) - темная.
Изящная бронзовая ручка также выполнена в стиле модерн.
В столовой воссоздан плафон потолка с точечными освещением и центральным живописным панно с характерным для стиля «модерн» сюжетом. Он "прятался" под натяжными потолками.
Кстати, о ручках и дверях.
В столовой они необычные. С внутренней стороны отделаны деревом - карельской березой, с наружной - покаршенны краской.
Особое внимание, безусловно, привлекают дверные ручки.
К сожалению это не подлинные ручки. В ходе реставрации была найдена всего одна, по эскизу с которой и были выполнены все остальные.
На противоположной большому панно стене располагается камин с зеркалом, облицованный натуральным камнем.
Потолок украшают лепные розетки и две хрустальные люстры.
По узкой лестнице я поднялась на третий этаж.
Здесь собираются разметить музей с находками. обнаруженными в процессе реставрации.
Можно ли его будет посетить... Вероятно, как и другие исторические особняки, принадлежащие посольствам - в дни культурного наследия.
По главной лестнице спускаемся вниз. На первый этаж.
Здесь так же восстановлен дубовый паркет
и утраченная некогда лепнина на потолках.
Все люстры имеют историческую ценность. В ходе реставрационных работ они так же были восстановлены.
Каждая комната имеет свое колористическое решение.
Большое фойе первого этажа.
Вот, собственно, мы и прошли по всем помещениям особняка, вновь вернувшись к парадной лестнице.
Обратила внимание на интересную деталь. Впервые вижу такое... Лепнина в неожиданном месте...
А здесь, судя по всему, реставрацию еще не закончили. Но это единственная недокрашенная птичка.
На стенах яркие светящиеся таблички с надписью ВЫХОД. Видимо, что бы не заблудиться.
Отсюда можно полностью увидеть плафон парадной лестницы.
Познакомившись с особняком понимаешь, почему современники считали Льва Николаевича Кекушева самым ярким архитектором европейского направления, отказывая в этом даже Шехтелю. Он был не только отличным рисовальщиком и мастером историко-архитектурных стилизаций, но и блестящим эрудитом, знатоком мирового искусства.
За более чем столетнюю историю особняка были и косметические ремонты, и небольшие перепланировки. Серьезная реставрация проводилась всего однажды, в 1998 году, да и та коснулась только фасадов. Зданию был возвращен оригинальный серо-голубой оттенок.
И вот первая комплексная реставрация особняка на Поварской, проходившая в течении двух лет, завершена.
Остались последние штрихи.
Совсем скоро - обновленный особняк И. А. Миндовского примет своих жильцов.
Фасад здания как и прежде украшает скульптура богини Авроры: в руках она держала палитру и кисть, а у её ног располагаются два амура.
Journal information