Записки балерины "Обо всем понемногу" (atlanta_s) wrote,
Записки балерины "Обо всем понемногу"
atlanta_s

Categories:

В особняк на Поварской вернется посольство Новой Зеландии

В знаменитом особняке Ивана Миндовского, построенном в стиле модерн в 1903—1904 годах по проекту архитектора Льва Кекушева, закончилась первая в его истории масштабная реставрация.



Комплекс зданий считается одним из лучших памятников московского модерна. В историю архитектуры особняк вошел по имени его владельца – И.А. Миндовского – крупного верхневолжского текстильного фабриканта. С 1924 года в здании размещалась Шведская миссия — сначала посольство, затем резиденция шведского посла в СССР. В 1972 году усадьбу передали посольству Новой Зеландии.



В архитектуре и оформлении здания собраны все любимые приемы Льва Кекушева: асимметрия здания, цокольный этаж, отделанный каменной штукатуркой, расширяющий здание книзу, но не придающий ему тяжеловесность. Необычно закруглены стены с огромными в два этажа не повторяющимися по форме и рамам окнами, плавно изогнуты козырьки разноуровневой крыши.



Высокий фронтон бокового фасада венчала статуя богини Авроры, у ног которой играли ангелочки. Она была утрачена во время Великой Отечественной войны, но сейчас в ходе реставрации восстановлена и возвращена на свое место, спустя 70 лет.



Фасады дома, выходящие на Поварскую улицу и на Скатертный переулок, оформлены по-разному. Центральная деталь на фасаде на Поварской – большое трехчастное окно с балконом, решетка которого выполнена в виде листьев аканта колючего и маковых головок. Над аттиком – рельефное панно с фигурками ангелочков (путчи), символизирующих искусства: один играет на дудочке, другой делает вазу, третий с циркулем – уж точно архитектор!



Два года в особняке шла масштабная реставрация. Капитальный ремонт с элементами реконструкции и реставрации фасадов, кровли, ограды и интерьеров особняка И.А. Миндовского проводило ГлавУпДК при МИД России.



В ходе работ реставраторов ждали открытия. Так, во время вскрытия потолков и снятия поздней отделки были обнаружены и полностью восстановлены: потолочная лепнина, выполненная в различных стилях для каждого зала, монументальная живопись и витражные панно. Воссоздано первоначальное цветовое решение интерьеров и фасадов, в том числе произведена реставрация обнаруженного золочения. Восстановлен авторский дубовый паркет на втором этаже.



Произведена реставрация исторических осветительных приборов (люстр на главной лестнице, многочисленных бра, светильников и уникальных жирандолей, встречающих гостей у главного входа), многофигурных скульптурных барельефов, относящих нас к мотивам античности, парадной мраморной лестницы с металлическим ограждением из шпиатра с масками львов и камина из оникса, не имеющего аналогов.



По результатам проведенных историко-культурных исследований, изучения архивных фотоматериалов, справок, чертежей, использования сохранившихся образцов в особняке восстановлены оригинальная планировка начала XX века, своды «Монье» в подвале дворовой пристройки, утраченные элементы интерьеров.
Давайте прогуляемся по комнатам особняка и посмотрим как он выгляди сейчас, после завершения реставрации.
Свою прогулку мы начнем с зимнего сада.





Первоначальное остекление зимнего сада было совершенно уникальным – его составляли стекла с характерным модернистским орнаментом, выполненным в технике кислотного травления.



В годы войны почти все стекла были утрачены.
Но благодаря новым технологиям их удалось восстановить. Считается, что такая деталь отделки нигде в Москве больше не встречается.



В наружном остеклении остались лишь два оригинальных стекла. Если будете проходить мимо, посмотрите наверх...



Во время обследования зимнего сада были обнаружены: подвесной металлический потолок с заполнением из разноцветных кабошонов, образующих замысловатый орнамент.



Общая площадь восстановленного стеклянного потолка оставила 20,27 кв.м.





Была очищена и восстановлена спрятанная за слоями штукатурки, краски и обоев отделка стен из глазурованной плитки голубого цвета.



По отдельным фрагментам удалось восстановить и напольное покрытие зимнего сада.



Заслуженный архитектор Российской Федерации, автор проекта реставрации особняка Борис Григорьевич Могинов рассказал и о других находках. Например была найдена и восстановлена напольная плитка которая находилась между витражом и торой рамой в столовой.





Бросив еще один взгляд на великолепный витраж мы отправляемся дальше.



Соседнюю с зимнем садом комнату голубого цвета украшает люстра. Кстати, ни одна люстра в особняке не повторяется. За исключением парных висящих в одной комнате.



Что бы попасть в столовую, нужно пройти через парадную лестницу.



Главным акцентом является огромное цветное окно-витраж с растительным орнаментом. Его цветовая гамма такова, что в любую погоду кажется, что за окном светит солнце. Средняя и верхняя часть подлинные. Утраченная некогда часть была восстановлена в 2005 году.



Парадную лестницу украшает большая хрустальная люстра.



С перил лестницы на нас смотрят характерные для символики Кекушева бронзовые маски львов.





На стенах парадной лестницы скульптурный фриз, изображающий хоровод Жизни.





С парадной лестницы мы попадаем в столовую.



В ходе реставрации были обнаружены считавшиеся утраченными элементы интерьера — майоликовые панно, четырёхметровый витраж с изображением Пана.



За витражом, в проеме между ним и выходом на балкон, и пряталась та самая плитка, о которой я говорила ранее.
Балконом не пользовались, со временем его вообще убрали, как пришедший в негодность, а выход замуровали.



Восстановленная современная плитка более яркая, сохраненная (историческая) - темная.



Изящная бронзовая ручка также выполнена в стиле модерн.



В столовой воссоздан плафон потолка с точечными освещением и центральным живописным панно с характерным для стиля «модерн» сюжетом. Он "прятался" под натяжными потолками.



Кстати, о ручках и дверях.
В столовой они необычные. С внутренней стороны отделаны деревом - карельской березой, с наружной - покаршенны краской.



Особое внимание, безусловно, привлекают дверные ручки.



К сожалению это не подлинные ручки. В ходе реставрации была найдена всего одна, по эскизу с которой и были выполнены все остальные.







На противоположной большому панно стене располагается камин с зеркалом, облицованный натуральным камнем.



Потолок украшают лепные розетки и две хрустальные люстры.



По узкой лестнице я поднялась на третий этаж.



Здесь собираются разметить музей с находками. обнаруженными в процессе реставрации.
Можно ли его будет посетить... Вероятно, как и другие исторические особняки, принадлежащие посольствам - в дни культурного наследия.



По главной лестнице спускаемся вниз. На первый этаж.



Здесь так же восстановлен дубовый паркет




и утраченная некогда лепнина на потолках.







Все люстры имеют историческую ценность. В ходе реставрационных работ они так же были восстановлены.





Каждая комната имеет свое колористическое решение.







Большое фойе первого этажа.





Вот, собственно, мы и прошли по всем помещениям особняка, вновь вернувшись к парадной лестнице.





Обратила внимание на интересную деталь. Впервые вижу такое... Лепнина в неожиданном месте...



А здесь, судя по всему, реставрацию еще не закончили. Но это единственная недокрашенная птичка.





На стенах яркие светящиеся таблички с надписью ВЫХОД. Видимо, что бы не заблудиться.



Отсюда можно полностью увидеть плафон парадной лестницы.





Познакомившись с особняком понимаешь, почему современники считали Льва Николаевича Кекушева самым ярким архитектором европейского направления, отказывая в этом даже Шехтелю. Он был не только отличным рисовальщиком и мастером историко-архитектурных стилизаций, но и блестящим эрудитом, знатоком мирового искусства.





За более чем столетнюю историю особняка были и косметические ремонты, и небольшие перепланировки. Серьезная реставрация проводилась всего однажды, в 1998 году, да и та коснулась только фасадов. Зданию был возвращен оригинальный серо-голубой оттенок.





И вот первая комплексная реставрация особняка на Поварской, проходившая в течении двух лет, завершена.
Остались последние штрихи.
Совсем скоро - обновленный особняк И. А. Миндовского примет своих жильцов.



Фасад здания как и прежде украшает скульптура богини Авроры: в руках она держала палитру и кисть, а у её ног располагаются два амура.




Tags: Города, Дворцы и Усадьбы, История, Москва
Subscribe

Posts from This Journal “Дворцы и Усадьбы” Tag

  • Большой обман

    После посещения Екатерининского дворца визит в Петергоф оставил два чувства: разочарование и возмущение. Не ожидала столкнуться здесь с подобным. Но…

  • Есенинское Константиново.

    Одни поездки я долго вынашиваю, планирую, другие получаются спонтанно. Прошлогодняя майская поездка в Рязань и Константиново получилась именно…

  • Дворцы и Усадьбы.

    Я потихоньку, как и обещала собиралась, привожу в порядок свой блог. Раскладываю все по полочкам. А занятие это, надо сказать не из легких.…

  • Екатерининский дворец

    В Екатерининском дворце я последний раз была в 2014 году. Тогда в Большом зале можно было танцевать, а вот фотографировать в Янтарной комнате…

  • Царскосельский парк

    В этом году мы все живем в новых реалиях. Вот и музеи (парки, дворцы, усадьбы) переходят на новый формат. Например, в Екатерининском дворце теперь…

  • Юсуповский дворец в Крыму. Часть вторая.

    Последним владельцем усадьбы стал Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон. В 1882 году он женился на богатейшей наследнице и последней представительнице…

  • Юсуповский дворец в Крыму. Часть первая.

    В Юсуповский дворец нас завел случай. Было это правда почти год назад, но руки написать дошли только сейчас. В тот день, спустясь с гор, мы…

  • Замок принцессы

    Впервые об этом месте я узнала в 2013 году, когда впервые отправилась на юг нашей страны на машине. На одном из рекламных шитов я увидела красивый…

  • Путешествие в осень.

    Планируя путешествие осенью никогда не знаешь какой сюрприз преподнесет тебе погода. Поэтому готовым надо быть ко всему. И не расстраиваться если…

promo atlanta_s may 8, 2018 11:19 2
Buy for 30 tokens
Самая классное, что может быть, это проснуться утром с ощущением счастья. Открыть глаза и понять, что ты абсолютно счастлив. Улыбнуться солнышку, которое заглядывает в окошко теплым лучем. Ответить на сонную улыбку дочери. Распахнуть окно. Послушать щебетание птиц. Сварить кофе... Приготовить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments