Когда в 1919-ом, самом страшном году революции, в России начался жестокий голод, труппа Павловой находилась в турне по Америке. Все доходившие из России письма говорили о русском ужасе. Был организован Американский комитет помощи, во главе с Гувером, спасший десятки, если не сотни тысяч голодавших. И Павлова принимала в его работе самое активное участие.
Особенно печалила её нужда воспитанников теа¬тральных школ Петербурга и Москвы. Павлова решила дать спектакль в «Метрополитен Опера» и весь доход обратить в пользу этих училищ, послав пищевые посылки. Для уверения публики, что день¬ги пойдут по назначению, балерина упросила Гувера стать председателем. Чистый сбор составил около 5 миллионов долларов, и 500 посылок ушли в Россию.
С этого времени Анна Павлова систематически посылала в Россию деньги для раздачи наиболее нуждающимся писателям и артистам, иной раз и быв¬шим артистам, из которых многие, оставшись без пенсии, находились в полной нищете. Делала она это, как правило, накануне праздника Рождества, которое обожала праздновать, непременно одаривая окружающих.
В ответ приходило много трогательных писем от получивших пособие. Так продолжалось 7 или 8 лет. Распределение денег Анна Павлова поручила тем, кого она знала лично и кому доверяла всецело, а те сообща решали, кому и в какой мере помощь является наиболее неотложной.
Таким доверенным лицом являлась и её задушевная подруга Мария Горшкова, о чём говорят два письма, сохранившиеся в фонде Бахрушинского музея.
14 дек[абря] [19]23
Дорогая Маруся!
Поздравляю тебя с наступающим праздником и Новым годом;
желаю тебе всего хорошего и крепко тебя целую.
Зная, как близко к сердцу ты принимаешь нужду твоих сослуживцев, я просила тебя вместе с В.Тихомировым*) распределить те 500 дол[ларов], которые Вам перевела, и хотя это наверное доставило тебе немало хлопот, но ты, я убеждена, была счастлива это сделать.
Наше Американское турне подвигается по немногу, моим кавалером опять Л.Новиков, он очень удачно поставил один балет («Русская сказка») с декорациями Билибина и музыка Черепнина.
В мае рассчитываю быть обратно в Европе.
Большое тебе спасибо за твоё длинное письмо.
Пиши мне чаще обо всём, что у Вас делается и разскажи мне подробно и откровенно, как ты живёшь сама.
Мой адрес до мая месяца: c/o S. Hurok Aeolian Hall New York, а потом Ivy House London.
Ещё раз целую тебя.
А.Павлова (подпись)
*) Василий Дмитриевич Тихомиров (1896-1931), выпускник Моск.импер. театрального училища (1892), педагог классического танца (1896-1931), руководитель балетного отделения (1917-1931) танцовщик С.-Пб-ских и Моск. импер. театров, балетмейстер Моск.импер.театров
от 14 декабря 1925 г.
На бланке морской почты
Union-Castle Line R.M.S. «Armadale Castle»
Дорогая Маруся!
Обращаюсь к тебе с обычной просьбой помочь мне в распределении 500 дол[л]аров,
которые будут тебе переведены из Америки для раздачи наиболее нуждающимся товарищам
Вашей балетной труппы.
Прошу передать моё пожелание всего лучшего в Новом году.
Преданная тебе
А.Павлова (подпись)
14/XII-25
*) Лаврентий Лаврентьевич Новиков (1888- 1956) – артист русского и американского алета, солист Большого театра (1908-1912), танцевал с АП до 1-ой мировой, затем вернулся в Большой театр, 2 сезона у Дягилева (1919-1921), снова в труппе АП с 1921 по 1928, с 1929 и до конца жизни в США (танцовщик, балетмейстер, педагог).
Билибин Иван Яковлевич (1876-1942) - русский художник, график, театральный декоратор, исполнивший для АП эскизы костюмов (1909, 1923) и декорации для балетов «Русская сказка» и «Роман мумии» в 1923 году в Египте.
Черепнин Николай Николаевич (1873-1945), русский композитор, дирижёр и педагог, ученик Римского-Корсакова (по классу спец.гармонии), с 1898 – дирижёр Мариинского театра, 1909-1914 – участник «русских сезонов» Дягилева (балеты «Павильон Армиды», 1909, «Нарцисс и Эхо», 1911, «Маска Красной смерти», 1912), с 1921 – во Франции, где сотрудничал с балетной труппой АП (балеты «Зачарованная птица» («Русская сказка»), 1923 «Роман мумии», 1924, по повести Т.Готье), всего создал 16 балетов.
Сол Юрок (Гурков Соломон Израилевич) (1888–1974) антрепренёр, один из крупнейших и наиболее известных американских импресарио, занимавшийся организацией гастролей труппы АП в США, которого она называла «Юрочек мой»; помимо того организовывал в США серию гастролей выдающихся артистов и коллективов: Шаляпина, Глазунова, Вигман, Эскудеро, Аргентины, балетов Большого театра, театра им.Кирова, ансамбля танца Игоря Моисеева и др.
«Айви-хаус» - коттедж в Хемпстеде, на окраине Лондона, с цветущим садом и прудом, купленный АП в 1912 году, резиденция балерины между перемещениями для балетных выступлений по миру.
P.S. Это небольшое дополнение написано человеком, который расшифровывал эту рукопись...
Об Анне Павловой в Сети написано много всякого, но хуже всего сплетня, запущенная о постановке «Умирающего лебедя»: будто бы Михаил Фокин согласился поставил ей номер для благотворительного концерта за взятую в долг у Анны Павловой некоторую сумму денег.
Прочитав приведённые письма, ответьте себе на вопрос: можно ли в это поверить?
Journal information