Записки балерины "Обо всем понемногу" (atlanta_s) wrote,
Записки балерины "Обо всем понемногу"
atlanta_s

Category:

"Лебедь" Анны Павловой. Подробности постановки

В начале января 1908 у Анны Павловой было много концертов, один из них был в Михайловском теат-ре. Устраивала его французская труппа с благотворительной целью. Концерт обещал быть очень интересным. Анна Павлова была приглашена целой делегацией артистов. Она дала согласие и заволновалась.



У неё не было интересного номера. Она обратилась к Фокину. Мих. Мих. предложил ей под музыку Сен-Санса из «La vie des animeaux»* [правильно: «Le Carnaval des animaux»] «Умирающего Лебедя». Эта идея ей очень понравилась. Номер был быстро поставлен в какой-нибудь час. Репетиции были у неё на квартире. Весь танец был поставлен на мелких плавных pas de bourre не спускаясь с пальцев и ничего больше. Но вся сложность постановки заключалась в руках и позах. Анна Павлова в этом номере достигла такого совершенства, которого я ни у одной танцовщицы не видела. Анна Павлова передала всю постановку с таким мастерством, что Мих. Мих. по окончании, посмотрев на неё долгим взглядом, сказал: «А ведь хорошо получилось! Спасибо!» Мы все даже замерли от восторга. Расхвалила её и Фокина. Уже значительно позже этот номер сыграл в жизни Анны Павловой большую роль. Нам же, да и ей самой, он казался самым обыкновенным.
Кроме «Лебедя» Анне Павловой понадобился ещё один номер в противовес. В эти годы на эстраде огромным успехом пользовался танец «Апаш». Анна Павлова взяла музыку этого номера и поставила сама себе. Несколько в ином освещении, в более облагороженном виде. Она его танцевала в мужских брюках, в рубашке с открытым воротом, с красным платком на шее, в кепи и с папиросой во рту.

На концерте Анна Павлова поразила петербургскую знать. Уже один первый номер «Лебедя» унёс публику в кaкой-то волшебный мир. Декорации на сцене: старинный пруд с плакучими ивами, на заднем плане пруд. Лунный свет. В 1-ой кулисе играет виолончель. Анна Павлова, озарённая лунным лучом, в костюме Лебедя, со скрещенными руками на юбках, с прижатой головкой к левому плечу, выходит на пальцах из 3-й кулисы. С большим настроением она как бы выплывает на пальцах. Всё говорит за то, что номер глубоко лиричен. Тело и руки Анны Павловой очень выразительны. Она владеет ими в совершенстве. Руки – её душа!



В музыке легкое ускорение темпа. Она делает несколько поворотов. Одну руку постепенно поднимает к голове, скорее к глазам, и как будто прячется от чего-то страшного. Потом бежит к верху, слегка приподняв обе руки, и став спиной к публике, раскрывает их, как птица, и несколько раз ими взмахивает, потом замедляя, как бы утихая, поворачивается медленно вправо и движется, слегка останавливаясь на 2-ой позиции, со вздрагивающими руками, направляется влево и с последней музыкальной фразой, поднимая руки кверху, трепещущими концами пальцев хватаясь как бы за воздух, ища спасения, с поникшей головой опускается на последнюю позу, - как бы прощаясь с жизнью, навсегда.

Зрительный зал зачарован.

Молчание. Тишина.
Но вот в зале театра делается что-то невообразимое. Бурные овации! Бесконечные вызовы.
Анна Павлова выходит раскланиваться несчётно раз.
Французская труппа подносит огромный букет. Много корзин цветов от публики. В уборных целая вереница восторженных поклонников. Тут же сияющий Мих. Мих. Фокин.

После антракта начинается 2-ое отделение концерта, в конце которого выступает А. Павлова в «Апаше». Она его танцует и играет с таким мастерством. Её gamin [озорник] очень ловко жуирует. В нём много игривости, юмора, шика и изящества. Он настоящий дитя французских бульваров. Он не похож ни на немца, ни на англичанина, ни на кого другого. Он истый парижанин. И как это только могла Анна Павлова передать так искусно, с такой тонкостью артистического чутья. Бывший на этом концерте один очень видный музыкант сказал – «Положительно, Анна Павлова была гениальна, и сказать, что лучше она танцевала, «Лебедя» или «Апаша», невозможно». С тех пор Анна Павлова танцевала «Лебедя» всюду и везде с неослабевающим успехом.

Возникновению этого номера дало большой толчок появившееся тогда стихотворение Бальмонта «Умирающий Лебедь», которое повсюду на концертах читал артист Александринского театра (ныне Пушкина) Николай Николаевич Ходотов, пользовавшееся колоссальным успехом у публики, особенно у молодёжи. Мих. Мих. Фокин сам участвовал в концертах и невольно сталкивался с Ходотовым и ему приходилось слышать его блестящее исполнение под музыку Евг. Вильбушевича. Очевидно, оно производило на него неотразимое впечатление, что и послужило возникновению «Лебедя» в танце.



Привожу стихотворение Бальмонта:

Заводь спит. Молчит вода зеркальная,
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится печальная
Как последний вздох души.
Это плачет лебедь умирающий.
Он с своим прошедшим говорит.
А на небе вечер догорающий
И горит, и не горит.
Отчего так грустны эти жалобы,
Отчего так ноет эта грудь.
В этот миг душа его желала бы
Невозвратное вернуть.
Всё, чем жил, с тревогой, с наслаждением,
Всё, на что надеялась любовь,
Промелькнуло ярким сновидением,
Никогда не вспыхнет вновь…
Всё, на чём печаль непоправимого,
Белый лебедь в песне той излил,
Точно он у озера любимого
О прощении просил.
И когда зажглися звёзды дальние,
И когда туман вставал в тиши,
Лебедь пел всё тише, всё печальнее,
И шептались камыши.
Не живой он пел, а умирающий,
Оттого так пел в последний раз,
Что пред смертью, вечно примиряющей,
Видел правду в первый раз.

Любопытно сравнить, как сам Михаил Фокин описывал эту постановку в статье «Воспоминания балетмейстера» («Против течения», изд. 1962, с.394-395):
«Общеизвестно, что этот танец был самым удачным из всего того, чтo Павлова исполняла на протяжении своей артистической деятельности. Все знают, как удивительно хороша была она в нем, но лишь немногие знают, какое место занимал этот двухминутный танец в ее сердце.



Вспоминаю, как он создавался. Как-то Павлова пришла ко мне и сказала:
— Хор императорского оперного театра просил меня принять участие в их концерте в Дворянском собрании. Ты не мог бы мне помочь выбрать музыку? В то время я увлекался игрой на мандолине и как раз разучивал дома, под аккомпанемент своего школьного товарища, «Лебедя» Сен-Санса.
- А что если взять «Лебедя» Сен-Санса? — предложил я. Она сразу же поняла, что роль Лебедя ей подходит как нельзя лучше. А я, оглядев ее тоненькую, хрупкую фигурку, подумал: «Она создана для Лебедя».
— Поставь мне этот номер,— попросила Павлова.
Я согласился, и мы договорились насчет репетиций. Для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Это была почти импровизация. Я танцевал перед ней, она — тут же, позади меня. Потом она стала танцевать одна, а я следовал за ней сбоку, показывая, как нужно держать руки.
До этой постановки меня обвиняли в том, что я увлекался танцами «босоножек» и вообще отрицательно относился к танцу на пуантах. «Умирающий лебедь» был моим ответом на эту критику. Этот танец стал символом нового Русского балета. Эт0 было сочетание совершенной техники с выразительностью. Это было как бы доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу. Нетрудно понять, что я почувствовал, когда после кончины Павловой узнал, что последние ее слова были об этом танце…

P.S. Текст подготовлен по материалам рукописей М.Н.Горшковой.
Оригинал хранится в Центральном театральном музее.

Tags: Анна Павлова, Балет, Интересно, Искусство, История, Мемуары
Subscribe

Posts from This Journal “Балет” Tag

  • 48. #91день проекта. Всемирный день балета

    Один день из жизни мирового балета - "прямой эфир" из Большого театра России Ведущие – солистка балетной труппы Большого Ана Туразашвили и…

  • 31. #91деньпроекта. История Большого театра

    Наткнулась на интересное видео. В нем вся история Большого театра. Думаю многим будет интересно. Для меня лично большую ценность представляют самые…

  • 30. #91деньпроекта. Половые нюансы

    Речь пойдет о поле. Не о мужском и женском, а о том, который в балетных залах. То есть о балетном поле. culture.ru Вчера занимаясь утром…

  • 15. #91деньпроекта. Театральные истории

    Тема реконструкции Большого - особая и очень интересная. Ведь есть официальная "версия", а есть... Та самая правда, о которой не принято говорить.…

  • 7. #91деньпроекта. Первый после...

    Итак, сегодня первый рабочий день после двухмесячного отпуска. Еще вчера пришло сообщение в группе в Whats App, что класс Лавровского на этой неделе…

  • 5. #91деньпроекта. Театральные истории.

    Вчерашний мой пост о лестнице, где в том числе зашел разговор и о лифте, напомнил мне две истории. В одной из них лифт сыграл непоследнюю роль. Шел…

  • 4. #91деньпроекта. Драгоценности

    Был у меня один проект. Ну как проект. Выкладывала я в инстаграме фотографии балетных костюмов. Давно это было. Потом забросила. И вот, удаляя…

  • 3. #91деньпроекта. Лестница

    Сегодня фотография. Лестница, по которой каждый день артисты (оперы, балета, миманса) поднимаются или спускаются: в гримерные, на сцену, в буфет или…

  • 2. #91деньпроекта. ЛО

    Не помню как было раньше, но последние годы (лет 10-15) сезон в Большом открывается балетом "Лебединое озеро". Речь о коллективе балета…

promo atlanta_s май 8, 2018 11:19 2
Buy for 40 tokens
Самая классное, что может быть, это проснуться утром с ощущением счастья. Открыть глаза и понять, что ты абсолютно счастлив. Улыбнуться солнышку, которое заглядывает в окошко теплым лучем. Ответить на сонную улыбку дочери. Распахнуть окно. Послушать щебетание птиц. Сварить кофе... Приготовить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments