Как разглядеть в ученике талант и как его не угробить.
Взаимоотношения учеников и педагогов.
Ну и все в рамках балета.
Сразу оговорюсь - я не высказываю оценочное суждение. Здесь не о плохих и хороших: педагогах и учениках.
Просто делюсь историей.

Не секрет, что чем раньше ты начал заниматься балетом, тем лучше. В училище, в первый класс, принимают в возрасте 11 (раньше в 10) лет. Хотя бывали случаи когда балетом начинали заниматься намного позже и достигали высоких вершин. Пожалуй самый известный пример - Асаф Михайлович Мессерер, который начал заниматься балетом в 15 лет.
Не знаю, возможно ли сейчас такое в Москве. Но вот в Бразилии, в школе Большого театра, возможно.
Лусио было уже 14 лет, когда он переступил порог балетной школы. Причем впервые о школе Большого театра в Жоинвилле он узнал всего за год до этого, когда в компании других мальчишек пришел в нее "на экскурсию".
Его одноклассники были как минимум на два года младше. Лусио повезло он попал в хорошие руки Ильи Осиновского. В прошлом Илья артист Большого театра и педагог-репетитор Кремлевского балета.
На второй год класс взял Николай Загребин - тоже бывший артист балета Большого театра. В середине года было решено перевести Лусио в третий класс, так как и по возрасту (в первую очередь) и по успехам он опережал своих одноклассников. Так Лусио впервые попал в мой класс.
По началу ему было трудно. Представляете - перескочить на целый год. И это в начальных классах, когда закладывается база. Но Лусио справился. И третий класс он заканчивал с четверкой. А может быть и с пятеркой. Сейчас уже не помню.

А дальше... С начала нового учебного года этот класс взял приехавший Бразилию еще один бывший артист Большого театра Дмитрий Афанасьев. Николой и Илья, к сожалению, вернулись в Россию. А я взяла пятый класс мальчиков, который до этого вел Николай.
И вот в середине года, на полугодовом экзамене встает вопрос об отчислении Лусио из школы. Дмитрий поставил ему да!!!
Для многих в школе, и в первую очередь для Лусио, это было шоком...
Не помню, кому пришла в голову идея перевести его ко мне в пятый класс. Снова перепрыгнуть через год. Причем год важный. Ведь в четвертом классе закладывается база для больших вращений. Помню только наш разговор с Лусио, который очень просил взять его к себе.
Лусио справился и с этими трудностями, очень быстро догнав своих новых одноклассников. И экзамен за пятый класс сдавал на ровне со всем: делая большие туры и туры в воздухе. Как вы понимаете ни о какой двойке и речи уже не шло.

К сожалению, я вынуждена была вернуться в Россию. Но через полгода приехала в Бразилию в гости... Друзей и знакомых за четыре года у меня появилось много.
Приехали мы в июле, как раз когда в Жоинвилле проходит фестиваль балета. Честно скажу, увидеть такой высокий уровень балетных школ я не ожидала. Особенно меня поразили школы Рио и Сан-Пауло.
Сейчас не помню кто, кажется Conservatorio da Danca, показывали первый акт балета "Раймонда". Я давно не видела такой выучки и такого профессионализма. Большой театр отдыхает. Пятые позиции, повороты головы, танцующий корпус. Артистки кордебалета все как одна делали по два-три пируэта. Для меня это стало открытием и даже шоком. Все же знают о бразильском футболе. но никто не говори о бразильском балете. А тут я увидела, что он есть!
Но самой большой неожиданностью стало для меня желание Лусио и еще нескольких моих бывших учеников уйти из школы Большого театра и поехать учиться в Рио. И это в середине года. В середине шестого класса.
Как я их не уговаривала остаться, ребята все-таки уехали.
До 2010 года он учился у Жоржа Тешейра, после чего был принят в труппу Муниципального театра Рио-де-Жанейро. Ему было 19 лет.
За пять лет учебы он освоил программу восьми классов. И надо сказать очень хорошо освоил.

Через два года из кордебалета он был переведен в Первые Солисты.
Еще через год уехал в Сан-Пауло и почти пять лета танцевал в Companhia de Dança. В его репертуаре были современные и классические спектакли. А среди ролей: Меркуцио и Ромео в "Ромео и Джульетта", Тореадор и Базилио в "Дн Кихоте" и многие другие.

Потом год он был солистом в "Ballet Nacional Sodre". которым руководит знаменитый Хулио Бокка.
Затем сезон танцевал в Театре Landestheater в Зальцбурге.
А сейчас его можно видеть на сцене театра оперы и балета в Дортмунде, где он работает с августа прошлого года.

В этом году Лусио отметит свое тридцатилетие и десять лет балетной карьеры.
Собственно это все, что я хотела рассказать...
Жизнь расставила все по своим местам.
Мне остается лишь пожелать дальнейших успехов своему ученику.

P.S. Никогда не ждала и не жду благодарностей. Но очень приятно, когда ученики пишут: "Você faz parte da minha carreira, obrigado por sempre me apoiar!".
("Вы часть моей карьеры, спасибо за то что всегда поддерживали меня").

Репетиция. Вариация из балета Щелкунчик. 2013 год.
Journal information