Записки балерины "Обо всем понемногу" (atlanta_s) wrote,
Записки балерины "Обо всем понемногу"
atlanta_s

Categories:

Метро над... Красной площадью

18 сентября 1902 года в газете "Московские ведомости" сообщали о том, что в городской думе состоится сообщение Инженера-архитектора Петра Ивановича Балинского об устройстве в Москве Метрополитена.



Разработкой проекта "внеуличных железных дорог большой скорости" для Москвы и Петербурга Балинский начал заниматься еще в 1897 году. Спустя три года инженер обратился с ходатайством о рассмотрении оставленного им проекта непосредственно к министру внутренних дел. В приложенной к проекту пояснительной записке, Петр Иванович писал, что все насущные и неотложные нужды большого города, его процветание и благосостояние зависят от "скорейших и дешевейших способов массового городского передвижения", так как расти города без "правильного развития внутри них путей сообщения" не могут. В качестве примеров Балинский приводил метрополитены Лондона, Берлина, Нью-Йорка.

Сегодня мы часто, в просторечье, называем метро "подземкой". Но говоря о проекте Балинского, то его метрополитен правильнее было бы назвать "надземкой". Ведь метро он представлял как "возвышенного типа железную дорогу на высоте от уровня улицы от пяти до десяти метров." Лишь малая часть дороги (около 5 верст) должна была проходить в тоннелях. Предполагалось, что на всем своем протяжении она будет состоять из двух путей, а там где позволяет ширина улиц - из четырех и более. Поезда должны были следовать с интервалом в две с половиной минуты и о скоростью от 40 до 70 верст в час. (В одной версте 1.07 км). К тому же предполагалось деление движения на два вида: пассажирское - в дневное время и товарное - ночью.
Метрополитен предполагалось украсить "богатой наружной отделкой - глазурованным кирпичом, метлахскими плитками, майоликой, бронзой и тому подобными архитектурными деталями.



Но перенесемся в переполненный зал, куда желающих послушать доклад пускали только по пригласительным повесткам. В зале присутствовали начальники и инженеры железных дорог, представители науки, члены городской управы, служащие, корреспонденты газет, гласные Московской думы.

На щитах, установленных вдоль стен были развешаны эскизы, планы, схемы, чертежи, таблицы, иллюстрирующий проект метрополитена. Среди технической документации красовались несколько акварелей известного художника Николая Николаевича Каразина. На них был представлен будущий метрополитен Москвы "на разных улицах с его разнообразными
сооружениями".

Речь, выслушанная с глубоким внимание, продолжалась почти четыре часа. Балинский, приводя убедительные доводы и статистические данные, а также демонстрируя диаграммы и таблицы, пытался доказать насущную необходимость строительства внеуличных дорог в Москве. "Эти дороги, -говорил он, - необходимы для благосостояния населения. Они содействуют в значительно степени удешевлению жизни."

По проекту общая протяженность дорог должна была составлять около 98 верст (чуть более 100 км), а стоимость сооружения - 155 миллионов рублей.

Грандиозное здание центрального вокзала планировалось построить на Васильевской площади (ниже храма Василия Блаженного), а центральную станцию под Театральной площадью. Кстати, Балинский в своем проекте предложил радиально-кольцевую схему линий метрополитена, которая похожа на ныне существующую. Одна из линий должна была идти по Красной площади, Тверской улице к Петровскому парку и в районе Петровско-Разумовского соединяться с Окружной дорогой. В другую сторону она шла в Замоскворечье: по большой Ордынке, через Серпуховскую заставу и Даниловскую слободу снова до пересечения с Окружной. Также намечалось строительство двух кольцевых линий: первой по бульварам, второй - по Садовым улицам.



Увы, проект Петра Ивановича Балинского не был одобрен, так как не устраивал городские власти. В первую очередь потому. что посягал на материальные и имущественные интересы московских толстосумов. Ведь реализация проекта требовала безвозмездного отчуждения земельных участков, сноса некоторых домов, устройство эстакад, тоннелей и прочего. И несмотря на то, что были и те, кто выступал за строительство внеуличного железнодорожного движения, власти результат обсуждения проекта сформулировали так: " Выполнение проекта... явится нарушением городского благоустройства и благообразия, ухудшением санитарного положения города и нарушением духовных и материальных интересов населения... Проект не может быть допущен к исполнению".
Вынесла свой вердикт и городская дума: "Господину Балинскому в его домогательствах отказать".

Проекты московского метрополитена появлялись и в дальнейшем, но как мы знаем, ни один из них в дореволюционной России не был осуществлен.
Да и ни у одного из проектов не было такого интересного художественного сопровождения, какими явились рисунки Николая Николаевича Каразина.



Tags: Города, Интересно, История, Метро, Москва
Subscribe

Posts from This Journal “Города” Tag

  • 45. #фотодня. А за окном...

    Осень, осень. Листики практически все дружно лежать желтым ковром, укрывая землю. Их периодически сгребают в черные мешки дворники, а потом увозят в…

  • 43. #фотодня. Яркая осень

  • 42. #фотодня

    iMGSRC.RU

  • 41. #фотодня. Листья желтые

    Сегодня гуляла в парке и вдруг... Подул ветер, и листья полетели над парком, над городом. То что хотела сфотографировать пару дней назад, получилось…

  • 38. #фотодня. Солнечное настроение

    По пятницам я публикую вид из окна, меняющийся вид. В этот раз в пятницу не получилось опубликовать, а потом два дня была без интернета. Кстати…

  • 37. #фотодня. Метрополь

  • 35. #фотодня. Листья

    Как же я люблю листья. Ходит по ним и шуршать. Сразу вспоминается детство. Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (…

  • 32. #фотодня. Улыбайся

    Заходишь в магазин, а тебя ловят по дороге и со словами - Не бегите, успеете, лучше улыбнитесь - дарят шоколадку )))

  • Ура! Карты ЖЖ!

    Прикольно. Персональная карта путешествий — это записи блога, нанесенные точками на карту мира, новая страница блога ЖЖ с…

promo atlanta_s may 8, 2018 11:19 2
Buy for 40 tokens
Самая классное, что может быть, это проснуться утром с ощущением счастья. Открыть глаза и понять, что ты абсолютно счастлив. Улыбнуться солнышку, которое заглядывает в окошко теплым лучем. Ответить на сонную улыбку дочери. Распахнуть окно. Послушать щебетание птиц. Сварить кофе... Приготовить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments