Анна (atlanta_s) wrote,
Анна
atlanta_s

Categories:

Душой исполненный полет

Этот год у меня получился богатым на интервью.

Сначала в газете "Литературная Россия", потом в Солидарности, затем на сайте Brasil.ru и вот теперь в "Вятской газете".

Так как сайте у газеты нет, а есть только группа в Контакте, публикую интервью здесь.

Вдруг кому-то интересно.

Её было видно издалека – лёгкой, почти воздушной, походкой, в красивом платье, сшитом своими руками и с улыбкой на лице – она ярко выделялась из толпы городских прохожих. О секретах балетного мастерства, питании, хобби, своих впечатлениях о нашем городе поделилась с читателями «Вятской газеты» АННА РУССКИХ – артистка балета Большого театра, педагог-хореограф.




- Анна, многие девочки мечтают стать балериной, расскажите о своём пути, где Вы родились и где сделали свои первые шаги в балетном искусстве?

- Родилась я в Москве, здесь, в Вятке, у меня родились бабушка, дедушка и мама. Мама родилась, когда бабушка находилась в эвакуации в 1941-м году, а я уже родилась в Москве. В принципе, стать балериной - это была, наверное, мамина мечта, а мой путь в балет был очень длинный. В три года я начала заниматься фигурным катанием, после чего меня отдали в художественную гимнастику. А туда взяли при условии что меня не заберут потом в балет. Но это видимо стало для мамы своеобразным маркером - прозанимавшись два года художественной гимнастикой, мама меня забрала в балетное училище.

- Какие были трудности? Что было самым тяжелым для Вас в балетном училище и не было ли желания всё бросить?

- Я сама не помню каких-то мелочей, а мама рассказывала, что я, когда слышала на улице музыку, я начинала танцевать. То есть я не ходила, а именно танцевала, - это и сподвигло маму отдать меня и в фигурное катание и потом в балетное училище. Трудности.., они, наверное, всегда есть там, где есть какая-то дисциплина. Сейчас мне кажется, что в балетном училище все было достаточно легко. У нас считалось, что если ты мокрый (всотевший), красный, значит, ты стараешься. А мне было достаточно легко в этом смысле, потому что еще в простой школе, когда мы все бегали по стадиону круги, дистанции по 300-400 м, нормы ГТО сдавали – я сухая прибегала. Могла пробежать стадион и не вспотеть.

Я, например, хорошо помню, что два месяца летом отдыхала. Если девочки в основном все занимались, то я, отдыхала. Даже зарядку не делала. Хотя помню, как перед тем как я поступала в училище, со мной занимались мама и бабушка - растягивали меня, выворотность, шаг тянули, подъем разрабатывали. Я не могу сказать, что мне это было тяжело, трудно. Возможно, уже не помню, может быть тогда я и сопротивлялась. Но точно знаю - я всегда любила учиться и какие-то профессиональные (балетные) вещи, и общеобразовательные, мне просто были интересны. Вероятнее всего поэтому я не испытывала серьезных трудностей при учебе.

- То есть и любила танцевать, и сам процесс обучения нравился?


- Да, очень нравилось.

- И поскольку не было трудностей в плане тренировок, то, о чем Вы говорили, то это должна быть какая-то физическая предрасположенность?

- Конечно, должна быть. Но сейчас всё по-другому, и я думаю, что в настоящее время меня с теми моими данными вряд ли бы взяли, - сейчас требования гораздо жестче. Но мне кажется, что балет начинает в этом плане скатываться в художественную гимнастику, при этом не всегда и не любую девочку с гимнастическими данными возьмут в балет. Пару лет назад знакомая девочка поступала, ее не взяли. При этом она занималась художественной гимнастикой, у нее великолепные данные. Многие вещи в гимнастике девчонки делают гораздо лучше, чем балетные. И вращения, и шаг и прыжки у них у всех. Но требования изменились, а у меня, по большому счету, не было феноменальных данных. Постепенно, конечно, всё это вырабатывалось уже в процессе занятий.

- А что должно доминировать: способность к танцам или же физиологические данные?


- Данные, их можно разработать. Но часто это происходит через боль. Поэтому очень важно, что бы у ребенка было желание этим заниматься. Меня, например, спрашивают про мою дочку, почему я ее не отдала в балет, при том, что она очень любит танцевать. Она не терпит боли. Мы начинали с ней заниматься: шаг тянуть, подъём – ой больно, ой не буду, ой не хочу. Надо все-таки обладать большим желанием, готовностью переступать через какие-то свои ощущения, в первую очередь болевые, чтобы идти к своей цели.

- Чтобы вот - надо и значит надо!

- Да, ты готов этим заниматься и ты будешь терпеть.

- Как Вы оказались в труппе Большого Театра?

- По распределению. Когда я в 1987 году заканчивала Московское Академическое хореографическое училище, сейчас это Московская Академия, у нас еще было распределение. На госэкзамены приходили главные балетмейстеры и художественные руководители разных театров, и они отбирали. Честно говоря, я в Большой Театр не хотела идти, даже не потому, что это сложно, это трудно, - для меня Большой, наверное, не был эталоном. Я слышала, какая там внутри идёт война, борьба и атмосфера. С большим удовольствием я пошла бы в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Но после экзаменов, когда шло распределение, на меня поступила заявка только из Большого театра, из других театров на меня заявки не поступило. Это сейчас артисты сами посылают свои резюме в различные театры и коллективы. А дальше куда возьмут. А тогда приходили и нас разбирали. Так что я пошла туда, откуда пришла заявка. Хотя, честно говоря, я, наверное, в какой-то степени жалею об этом. Меня и еще одного мальчика, приглашали в Донецкий театр оперы и балета. Правда это было устное приглашение. Нам давали карт-бланш, давали полгода, чтобы мы подготовили ведущие партии, то есть меня туда брали на солистку балета. Но надо было уезжать в Донецк, и после некоторых раздумий, сомнений, я отказалась, хотя, наверное имело смысл собраться и уехать, и кто знает… А в Большой идти было не страшно, была какая-то надежда на интересную работу, ведь туда всегда было очень трудно попасть. И если тебя, в то время, брали без блата, значит ты чего-то стоишь.

- В то время?

- Да. Думаю и сейчас так же. А поскольку я точно знала, что у меня никакого блата нет, была какая-то надежда на то, что брали не просто так.

- То есть, практически сразу после училища вы пришли в Большой Театр?

- Да, я попала туда именно по распределению.

- То есть, вся ваша профессиональная творческая карьера состоялась в Большом театре? А сколько было вам лет?

- 18 лет.

- Расскажите, как строится день жизни балерины? Это особенная жизнь, практически целая жизнь на театральной сцене.

- Тут я думаю, что всё зависит от конкретного человека. Я не могу рассказать, как строится день у ведущей балерины, потому что у них свой график. Я всю жизнь проработала в кордебалете Большого театра, и у меня чаще всего рабочий день строится так. В 8 утра я встаю, в 9 часов выхожу на работу, в 10 - балетный класс. Дальше в 12 часов начинаются репетиции до 14.20 либо до 13.40, в зависимости от того, есть вечером спектакль или нет. И вечером либо репетиции с 19 до 21.20, либо в 19 часов спектакль. Соответственно, ты приезжаешь в театр часов в 18, потому что надо загримироваться, причесаться, подготовиться к спектаклю.

- И это ежедневно?

- И это ежедневно. Выходной – понедельник, один единственный день и летом два месяца отпуска. Но бывает такое, что ни спектакля, ни репетиций нет. У меня вот никогда не было такого балета, как «Спартак», я вообще никогда в нем не была занята, почему - не знаю. И вот когда шел «Спартак» у меня не было ни утренних репетиций, ни вечерних репетиций. Я приходила в театр, занималась классом и уходила домой. День, как правило, получается такой разбитый, днем есть перерыв с 14.20 до 18 или до 19, когда ты можешь поехать домой, либо ты сидишь в театре. Но поскольку мне до дома 30-40 минут, то естественно я предпочитала днем ездить домой.

- То есть если идет один спектакль, то он один и идет? Других нет? Там же несколько сцен, есть малая сцена, большая.

- Это сейчас в театре несколько сцен. Раньше у нас была сцена Большого театра и плюс сцена Кремлевского дворца. Там у нас спектакли, если не ошибаюсь, шли по четвергам и по воскресеньям, или четверг суббота воскресенье. А в Большом театре, когда театр был репертуарный, практически каждый день шел новый спектакль. На неделе могло быть два «Лебединых озера», один «Дон Кихот», «Шопениана», «Чиполлино», то есть каждый день мог быть новый спектакль, либо какой-то спектакль повторялся. Сейчас чаще спектакли идут блоками, начиная со среды, с четверга, реже прямо со вторника. Четверг, пятница, суббота – утро/вечер, воскресенье идет только «Дон Кихот», на следующей неделе идет только «Спящая красавица». И если раньше в течение месяца мы танцевали весь репертуар, то сейчас часто бывает такое, что «Спящая красавица» идет раз в два-три года. Именно потому, что спектакли идут блоками. По-большому счету, это неудобно ни артистам, ни зрителям. Это удобно, скажем, постановочной части, поскольку поставили декорации, и всю неделю они одни и те же, а ни артистам, ни зрителям это неудобно. Хотя, знаю, что и технические службы не всегда довольны.

- Спектакль балета всегда проходит под живую музыку сценического оркестра?

- Да, у нас свой оркестр. В оркестре есть два, даже три полных состава. Когда основную сцену Большого театра закрывали на реставрацию, спектакли шли только на Новой сцене. Сейчас часть репертуара идет на Новой сцене, часть репертуара идет на Исторической сцене, хотя по большому счету от исторической сцены там мало, что осталось.

- А историческая сцена – это главная сцена?


- Да, это сцена Большой театр. Но там от исторической сцены ничего не осталось. От самого здания Большого театра остались только три стены и зрительный зал.

- Как удается вам поддерживать отличную физическую форму? У вас есть дочь-подросток и, наверное, было сложно войти в необходимую форму после родов, женщины долго специально восстанавливаются, а вы балерина.

- С вхождением в форму после декрета у меня проблем не было. Я говорила, что два месяца летом я обычно отдыхаю. Понятно, что декрет это гораздо больше, но даже отсидев дома полтора года я очень легко вошла в форму. Как правило, ведущие балерины, выходят на работу через месяц, через два после родов, именно чтобы быстрее войти в форму. Если говорить о форме вообще, то у меня были периоды, когда я поправлялась, но это скорее было связано с какими-то возрастными и гормональными изменениями.

- А как удается сохранять вот такую прекрасную форму?

- Нагрузки. Балет - это очень большие нагрузки. Я как-то писала у себя в блоге по этому поводу. Меня что часто спрашивают - какими диетами пользуются балерины? Я даже проводила опрос среди своих коллег. В буфетах театра есть булочки, сладости, блины на масленицу. Но балет - это колоссальная нагрузка, при которой тратится много калорий, и если ты не будешь есть мясо, овощи… Конечно, у каждой есть свои какие-то нюансы, какие-то секреты, но чаще всего, все отвечают, что это просто нагрузка. Как только ты начинаешь работать, вот это всё уходит. Я вот, например, очень люблю плавать, и форму можно поддерживать за счет плавания. Но плавать не расслабленно. Я плаваю в определенном ритме, темпе. За полчаса я проплываю километр: полкилометра брасом, полкилометра кролем. Если я даже плаваю через день, я очень быстро вхожу в форму, сбрасываю килограмма два-три точно.

- Необходимо просто больше двигаться?

- Больше двигаться. Можно, конечно, какие-то разгрузочные дни устраивать, это полезно, но я не советовала бы это делать девочкам и молодым девушкам, когда организм растет, потому что его можно нарушить. А дальше надо чувствовать, понимать. Я думаю, для каждого это индивидуально.

- Все балерины такие легкие, воздушные как пушинка, как возможна такая легкость и пластичность движений? Это определенное состояние души человека, стремление к полету, или что-то еще? Как это понять?

- Вся эта легкость, вся эта невесомость достигается ежедневным трудом, репетициями, когда до автоматизма оттачивается каждое движение. Но при этом, каким бы ты ни был технарем, в первую очередь для меня танец это все-таки состояние внутреннее, это душа. Я, например, своим ученикам всегда говорю, что зритель, он же не знает этих всех тонкостей, нюансов профессиональных, где пятая позиция, где ты ножку не дотянул, он смотрит на тебя выше талии, он не смотрит на ноги, он смотрит на общий образ, и если ты не танцуешь глазами, душой, головой, руками… Я, например, никогда не смотрю только на ноги. В первую очередь мне важен образ, я смотрю, танцует ли артист корпусом, душой. И только если я не вижу танца, легкости, одухотворенности в танце, я начинаю цепляться за ноги – а, он тут пятку не поставил, а тут пятую не сделала. А если есть вот этот душой исполненный полет, то он, конечно, говорит сам о человеке…

- Он должен создавать образ?

- Образ, да.

- Он должен быть артистичен?

- Конечно. И это тоже можно развить. Сейчас в балете очень много трюкачества. У мужчин, в первую очередь. Ну, что такое трюки? Ты сделал трюки, да зал взорвался от аплодисментов, но тебя запоминают только за счет трюков. А если вспомнить старое поколение, которое уходит потихоньку, все-таки у них в танце была одухотворенность, душа. Этим всегда отличался русский балет.

- Русская школа балета была построена именно на создании сценического образа?

- Да, при том, что была и техника.

- Правда ли, что балерины очень мало кушают? Для нормального человека почти что голодают, и что вес балерины должен быть чуть более 50-ти килограмм?

- Во-первых, я уже сказала, то, что балерины мало едят - это неправда, потому что если ты не будешь есть, у тебя неоткуда будет браться энергии. Надо много сил, да. Конечно, очень много зависит еще и от комплекции, которая на генетическом уровне передается. Например, в моем классе была девочка, она мороженое, пирожные и торты ела ежедневно, и не поправлялась, всегда была худенькой. У меня был период, когда я сильно поправилась, сидела на диете, ограничивала себя в чем-то. Сейчас все по-другому. Уже много лет у меня стабильный вес, который не меняется. При этом честно могу сказать, я люблю пиво, люблю макароны. Не могу сказать, что питаюсь этим каждый день, но ем мороженое, торты - я люблю сладкое. Ребенок у меня обожает шарлотку и два, а то и три раза в неделю я ее обязательно пеку. Ну и ем, конечно.

- Хороший обмен веществ, когда организм привык к нагрузкам и это быстро всё сгорает.

- Да, - при работе это все сжигается.

- Сейчас часто бросают работу, потому что человек «выгорел», а Вы столько лет уже танцуете – где находите силы для таких больших нагрузок и вдохновения для работы?

- Честно говоря, многие до сих пор удивляются моей выносливости. У меня это с детства. Мы буквально на днях вспоминали, когда в деревне были, как от Ключей до Балезёнок пешком ходили. А там порядка пяти километров пешком, и я это расстояние легко преодолевала в трехлетнем-четырехлетнем возрасте. Вот я сравниваю со своей дочерью - она очень быстро устает, а я и по Москве могу гулять часами. Бывали времена, когда я выходила из дома в выходной день в 10-11 часов и возвращалась домой в 19-20 вечера, я просто ходила, гуляла. Быстрым шагом, медленным шагом.

Я очень люблю путешествовать, и мы часто куда-то ездим. Соответственно приезжая в новое место мы много ходим. В профессиональной балетной карьере у меня был большой перерыв. Была травма, и я почти 7-8 лет не танцевала, но в это время я преподавала. А потом ушла в декрет, и в общей сложности у меня получилось где-то 9-10 лет, когда я в театре не работала, не танцевала. И вот как это ни странно, когда я вернулась в театр, я поняла, что у меня откуда-то появилось второе дыхание. Есть очень сложные спектакли, когда молодёжь, которая на 10-20 лет меня моложе, убегая за кулисы, еле дышат, а я после спектакля или репетиции себя абсолютно нормально чувствую. И они смотрят на меня и говорят – Аня, как? Вот как? Мы тут задыхаемся, мы умираем, а ты хоть бы что. Возможно какие-то природные качества, а возможно та самая выносливость, которая была выработана еще с детских времен. Нас с братом с детства закаляли, мы зимой спали на балконе, который был застеклен оргстеклом. И когда на улице минус 20, на балконе минус 15 – мы тепло одевались и спали на балконе. И это тоже наверно как-то сказывается.

А вдохновение… Я вообще очень разносторонний человек, у меня нет вот такой зацикленности исключительно на балете. Возможно, потому что я не ведущая балерина, а артистка кордебалета. Мне многое интересно, многое нравится. Вплоть до того, когда у меня была наша советская машина Нива, и я приезжала к ребятам в гараж что-то отремонтировать, я сама лезла и ремонтировала. Помню, была ситуация, когда у меня на дороге сломалась машина. Я ее завожу, а она проедет чуть-чуть и глохнет. С горем пополам доехала до ближайшего магазина автозапчастей, купила регулятор холостого хода, поменяла его, отрегулировала и поехала дальше. Больше машина не глохла. Для меня, опять-таки не проблема – я могу поменять колесо у машины. Приезжая на дачу я могу наколоть дрова, растопить печку. Просто я не зациклена на балете. И мне очень многие вещи интересны, при этом я шью, вяжу, вышиваю, то есть это такие вещи, чисто женские. Но я легко могу взять в руки молоток, дрель, электролобзик и выпилить, распилить что-то, прибить, повесить…

- Балерина, которая может расколоть дрова, наверное, - это чисто вятский характер. Каждый год вы стараетесь приехать в Вятку, это родина вашей матери, а какие позитивные изменения вы замечаете, и что бросается в глаза то, что нужно бы срочно исправить в городе?

- В общем-то, да, - я здесь выросла, потому что, начиная с рождения, каждый год мы приезжали сюда на три летних месяца. Мы приезжали в деревню, это Куменский район, деревня Ключи, я там выросла. Кстати, может быть, почему еще у меня такая выносливость, - я выросла на парном молоке. У меня утро начиналось с кружки парного молока, после этого я бежала днем на ферму и после каждой дойки я пила парное молоко. То есть три кружки в день, как минимум. Возможно, поэтому я пакетированное молоко не пью, вообще не пью молоко, уже очень давно.

Был такой период, когда по объективным причинам мы не приезжали, но продолжали общаться с родственниками. Последние 10 лет мы приезжаем каждый год на десять-двенадцать дней. Конечно, город изменился и продолжает меняться. Но мне кажется, что, стоит более бережно относиться к историческим зданиям. В этом плане мне очень нравится Краснодар. У них центральная часть города хоть и меняется, то есть строятся новые дома, более современные, но у них нет в центральной части домов в 20-30 этажей - сохраняется старая застройка. Я понимаю что прогресс не стоит на месте. Но есть свой шарм в старинных обликах маленьких городов. К сожалению у нас практически сейчас нет городов, где сохранились бы деревянные дома. А в Вятке есть деревянные памятники архитектуры и дома, которые можно было сохранить.

Например, прежде чем мы поехали в Слободской, я прочитала очень много про дом Грина, ведь многие не знают, что он родился здесь. Почему-то многие считают, что он родился в Феодосии... Я прочитала, что пять лет назад известный местный краевед Александр Рева, предположил, что нашел два дома, в одном из которых мог родиться Грин. И еще пять лет назад эти оба дома стояли. Сейчас, когда мы были в Слободском, одного дома уже нет, он практически развалился, разрушен. И вот это очень жалко, что не ценим, не сохраняем наше историческое и культурное наследие. Хотя я вижу, что меняется, вижу, что строятся современные дома, и там где центр старой Вятки, хотелось бы, конечно, чтобы сохранялась старая архитектура, и не было небоскребов. Ну и самое, на мой взгляд, ужасное в Вятке - это дороги. Я это вижу и как пешеход и как водитель. Но сейчас стало заметно лучше. Меняют тротуары, асфальтируют дороги в центре. Осталось привести в порядок дворовые территории.

- Какое название города все-таки Вам ближе и роднее Киров или Вятка?

- Тут мне сложно сказать, потому что я привыкла к Кирову, но само название «Вятка» как-то более благозвучнее: река Вятка, город Вятка. Мне сложно сказать, но Вятка мне тоже нравится, правда нравится.

- Что вы пожелаете тем, кто хочет стать сегодня балериной? Какими качествами характера и своей души они должны обладать?

- В первую очередь, целеустремленности. Нужно быть уверенным в своих силах, в своих способностях и идти к поставленной цели. Быть выносливой, трудолюбивой. Хотя понимаю, что детям это очень тяжело, И конечно рекомендации родителям. Не стоит недооценивать своих детей, но не стоит и переоценивать. Нужно реально понимать, есть ли у ребенка какие-то данные, способности. Готовы ли вы его поддерживать во всем и всегда. Потому что можно настроить ребенка на то, что ты молодец, а потом наступит какой-то момент, когда что-то пошло не так, что-то не получилось у ребенка и будет сломанная жизнь. Но при этом, если есть хотя бы малейшая возможность помочь своему ребенку, родителям очень важно развивать целеустремленность, и поддерживать желание в ребенке. Потому что никто не знает, сейчас у ребенка идеальная точеная фигурка, но пройдет год, два, три, она (он) может поправиться, может что-то произойти, но если ты уже чего-то хочешь добиться, надо идти. Когда я говорю, не стоит переоценивать, знаете как – не стоит ради балетной жизни, ради балетной карьеры ломать и портить свое здоровье. Потому что сидеть на жестких диетах, вот это я не считаю нужным и необходимым.

- Здесь нужно больше нацеливаться на труд?

- Да, это в любом случае большой труд. Это как любая работа, любая профессия. Просто другую профессию ты выбираешь в 18, в крайнем случае, в 16, то в балете в 9 в 10 лет ты уже понимаешь, к чему ты стремишься, к чему ты идешь. Для детей это бывает сложно. Но если ты уже решил, ты к этому должен идти. Понятно, что ты можешь бросить в любой момент. Стало тебе тяжело, ну у тебя есть возможность выбрать другую дорогу, потому что тебе еще пока 11, 12, 13 лет. Но целеустремленность, она должна быть обязательно.

Tags: Интервью, Киров, Личное, Мысли вслух
Subscribe

Posts from This Journal “Интервью” Tag

promo atlanta_s may 8, 2018 11:19 5
Buy for 40 tokens
Самое классное, что может быть, это проснуться утром с ощущением счастья. Открыть глаза и понять, что ты абсолютно счастлив. Улыбнуться солнышку, которое заглядывает в окошко теплым лучем. Ответить на сонную улыбку дочери. Распахнуть окно. Послушать щебетание птиц. Сварить кофе... Приготовить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Posts from This Journal “Интервью” Tag