
В своей первой автобиографической заметке, написанной 1872 году, Некрасов написал множество ложных сведений о себе: " Мой отец, старый адъютант князя Витгенштейна, был капитан в отставке. Вышел я из 4 класса гимназии. Уверил старшего брата, что мне нужно ехать в Петербург и там продолжать учение."
Через пару лет, в очередных воспоминаниях, поэт упоминал , что отец был "едва грамотным".
Но доподлинно известно, что адъютантом Витгенштейна был будущий декабрист Павел Пестель, а Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта, был бригадным адъютантом. К тому же служил он в чине майора и Николай Александрович хорошо знал об этом так как еще подростком часто переписывал бумаги отца, которые тот подписывал не иначе как майор А.С.Некрасов". Да и "едва грамотным" он быть не мог так как в его обязанности входило ведение всех канцелярских дел бригады или полка. А вот сам Николай Александрович грамоту в детстве знал плохо. Вспоминал что отец "гвоздил" его за это. А из гимназии вышел с весьма плохими оценками.

Н.А.Некрасов постарался , что бы в памяти потомков отложились мрачные картины его детства, жестокость и разгульный нрав отца-помещика, кроткий нрав матери, Елены Андреевны Закревской, скитания и полунищенское существование, долгий путь в литературу, издательское дело и журналистику.
С одной стороны поэт-бунтарь, с другой - заядлый охотник и картежник., который по воспоминаниям современников, порой проигрывал редакционные деньги "Современника" .
Еще одной мистификацией Некрасова является описание женитьбы его родителей. Вроде как влюбившийся в Елену Александр, выкрал ее из родительского дома и тайно обвенчался с ней. Боялся что девушку не отдадут за него замуж. Однако, свадьба родителей была вполне обычной, традиционной. И Александр Сергеевич не был кутилой и любителем пиров, как пытался изобразить его сын. Живя в своем имении в Грешневе отец поэта занимался улучшением быта своих крепостных, так как понимал что от их благосостояния зависит и его доход. Развивал местные промыслы: производство мебели и дорожных экипажей. А если сурово и наказывал крестьян, так только за пьянство. Пожалуй это единственное, что соответствует действительности в образе отца, согласно воспоминаниям поэта.
А вот свою мать поэт всегда идеализировал. Елена Андреевна всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Правда из тринадцати родившихся семь умерли еще в раннем детстве.
И даже обличая крепостное право, Николай Александрович не был до конца искренен. Он писал: "Судьбе было угодно, что я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но, будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня владельцем клочка родовой земли". Однако известно, что все же юридически он владел своей долей унаследованной части Грешнева и подарил ее своему брату лишь незадолго до своей смерти.

Интересно и то, что не только сам Николай Александрович придумывал себе биографию. Существует записка - "Извлечение из слухов" Подготовлена она была по распоряжению начальника Третьего управления в 1847 году. В ней говорится, что " в Петербурге какой-то Некрасов, участвующий в журнале "Современник", есть бездельник, бывший в числе бродяг, даже воров, писал фальшивые паспорты, одним словом, будто отъявленный мошенник. Что отец его в Ярославской губернии богатый дворянин и отдалил его".
Journal information