Записки балерины "Обо всем понемногу" (atlanta_s) wrote,
Записки балерины "Обо всем понемногу"
atlanta_s

Category:

Пенаты

В наши планы эта экскурсия не входила.
Но судьба распорядилась так, что на перекрестке вместо того что бы повернуть налево я поехала прямо, а когда поняла, где мы окажемся через десяток километров, решила - значит так тому и быть.
Ну приедем домой на два-три часа позже. А если сил уже не будет, значит заночуем, где-нибудь по пути.
Вот так совершенно неожиданно мы оказались в репинских Пенатах.




Днем рождения усадьбы Пенаты считается 27 мая 1899 года., когда  была оформлена купчая на участок в поселке Куоккола и находящийся на нем домик.
По документам, хозяйкой усадьбы являлась Наталья Нордман - подруга Ильи Ефимовича Репина. Художник был еще женат, и то что участок куплен на его деньги держалось в секрете.
Не буду вдаваться в подробности их отношений. Речь вед не об этом.



Домик на купленном участке представлял собой ничем не примечательную приземистую постройку, затерянную среди разросшегося леса. Наталя Борсиовна проживала в доме одна, а Илья Ефимович бывал здесь лишь наездами.



Название Пенаты, в честь римских богов, охраняющих домашний очаг,  усадьба получила благодаря Наталье Нордман.
В русском же языке словом "пенаты" называют родной дом. Для Репина и Нордман это усадьба действительно стала родной.

Ну а нам повезло. Спасибо работникам музея. Дело в том, что в тот день на экскурсию в дом можно было попасть только по записи. Но нам пошли на встречу и организовали еще одну экскурсию. Причем изначально думалось. что нас будет только трое - женщина, которая гуляла по парку и я с дочкой. Но пока мы надевали войлочные тапочки, к нам присоединилась семь из 4-х человек. Вот такой дружной компанией мы и отправились знакомиться с домом, где жил и творил великий художник.



Тут стоит сказать что во время войны усадебный дом был разрушен до основания. Это хорошо видно на фотографии ниже. Но в 1944 году, сразу после освобождения Куокколы, было принято решение о восстановлении Пенатов как выдающегося памятника русской культуры. К тому же, в это год отмечалось 100-летие со дня рождения Репина и поселок Куоккола был переименован в Репино.
Пенаты восстанавливались более 10 лет. И в 1962 году его вновь открыли для посетителей.
Первое открытие Дома-музея состоялось в 1940 году.



Сейчас вход в музей располагается по соседству с некогда главным входом в усадебный дом.
А раньше, зайдя в дом с крыльца, гости сразу попадали в небольшую светлую комнату с узорным окном - в прихожую.



Гостей встречал большой рукописный плакат, на бамбуковой подставке и гонг, который Наталья Борисовна специально выписала из Парижа.
Дело в том, что в Пенатах прислуги не было. По крайней мере горничных и швейцаров. Хотя, конечно совсем без помощи по хозяйству  Наталья Нордман не обходилась:м ей помогали готовить званые обеды и мыть посуду.



Здесь же в прихожей можно увидеть флаг. А раньше... Каждую среду в три часа над усадьбой поднимали голубой флаг с белой надписью ПЕНАТ. Это означало, что дом готов к приему гостей.
Принимать только по средам было заведено Натальей Нордма для того, чтобы многочисленные гости, для которых двери дома были всегда открыты, не мешали Илье Ефимовичу работать.



Одна из самых светлых комнат расположена на первом этаже. Это кабинет художника. Она была пристроена к дому в 1911 году, когда Репин заканчивал обустройство дачи.
Первую перестройку маленького одноэтажного домика Илья Репин затеял через несколько лет после покупки. Но это было лишь начало. Летом 1905 года Репин затеял в Пенатах грандиозную перестройку. Дом начал обрастать новыми пристройками.
Связано это было с тем, что для полноценной работы художнику требовалась просторная мастерская. Вед Репин писал на больших холстах, и ему крайне необходима была возможность отойти и оценить картину издалека.

Но вернемся в кабинет. Вдоль окон стоят небольшие скульптуры, выполненные И.Гинцбургом. Это так называемые "великаны в малом", ведь скульптор изобразил многих знаменитых современников. Причем лепил он их с натуры. Здесь и портрет критика В.Стасова, Фигура сидящего Л.Толстого, Художника В.Сурикова, композитора и пианиста А.Рубенштейна, ученого Д.Менделеева.
В этой комнате Репин не только отвечал на многочисленные письма, но иногда занимался  живописью.



В этом кресле,  сидел позировавший Репину человек.



В этом кабинете Илья Ефимович  работал над своей книгой "Далекое близкое".



Из кабинета гости попадают в гостиную или комнату Венеры. Такое название она получила благодаря гипсовому слепку со знаменитой статуи Венеры Милосской, который установлен  гостиной.




Когда в доме не было гостей, комната служила кабинетом для Натальи Нордман. За письменным столом, стоящим у стены, ее были написаны книги "Эта" и "Крест материнства".



Рояль фирмы "Беккер" специально для Репина выбирал композитор А.К.Глазунов. Художник очень любил музыку и театр и всегда с удовольствием слушал игру своих гостей, среди которых были величайшие артисты и музыканты. Здесь пел Ф.Шаляпин, исполняли свои произведения А.Глазунов и Б.Асафьев, декламировали артисты Александрийского театра Г.Ге, Л.Яворская и другие. Они считали за честь исполнить что-либо на знаменитых заседаниях Репина.



Здесь же в гостиной можно увидеть скульптурный портрет  хозяйки усадьбы Натальи Борисовны Нордман работы Ильи Репина. Эта работа выполненная художником в 1902 году, считается одной из лучших его скульптурных работ.



Одна из дверей гостиной ведет на восьмиугольную веранду. Это одна из самых ранних пристроек к дому. Репин поставил ее в 1904 году и использовал по началу в качестве мастерской. Отсюда в 1930 году  Илью Ефимовича Репина проводили в последний путь. Здесь стоял гроб с телом художника.



Другая дверь из гостиной ведет в Столовую. В этой комнате  с большим окном, выходивмшим в сад, проходили знаменитые репинские обеды.
К тому времени как гостей звали за стол, в доме оставались лишь самые близкие друзья, которых ждал накрытый на 20 персон круглый стол, сделанный финским мастером Пекко Ханеканеном.



Конструкция стола была придумана Репиным и Нордман. Она была специально рассчитана на то, что бы гости за обедом могли обходиться без прислуги. Стол был одной из главных достопримечательностей дома. Его главной особенностью были две столешницы. Нижняя обычная, а верхняя - подвижная. На нее ставились различные кушанья и, чтобы дотянуться до них, человеку нужно было лишь повернуть ее за одну из специальных ручек.
Чистая посуда ставилась на стол в начале обеда, а грязную можно было убрать в выдвижные ящички, которые прятались под столом.



При входе в столовую гости тянули номерки с местами за столом. Тот, кому доставался первый номер, занимал высокий резной стул и становился председателем круглого стола.



За обедом действовал определенный этикет Его правила были написаны на карточках, которые лежали у каждой тарелки. За нарушение шутливых правил застолья полагался штраф. Провинившийся должен был экспромтом сделать выступление со специальной трибуны, располагавшейся в углу комнаты. Чаще всего на трибуну поднимались новички репинских застолий, но и завсегдатаи иногда нарушали правила.
Больше всего любили когда, на трибуну поднимался К.Чуковский



В конце 20-х годов, когда Репин очень ослабел и ему стало трудно подниматься в свою спальню на втором этаже, Столовая служила ему и мастерской и спальней.



Последний раз Илья Ефимович принимал тут гостей 5 августа 1930 года. в день своего 86-летия. В этой же комнате художник скончался 29 сентября 1930 года.



Поднявшись по небольшой лесенке, расположенной в гостиной мы попадаем в святая святых  - Мастерскую художника.
Второй этаж был возведен в 1906 году и полностью занят мастерской. Собственно ради этого помещения и перестраивался весь дом.
По признанию самого художника, здесь он проводил лучшие часы своей жизни.


В мастерской можно было работать над несколькими картинами сразу. Тяжелые портьеры делили помещение на три отдельные части.
Когда же в гости к Репину приезжали его ученики, то работая в отдельной части мастерской они могли спокойно рисовать, не мешая своему учителю.


В мастерской Репина бережно хранятся вещи казаков, которые он использовал при написании картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".



Диван, на котором  Ф.И.Шаляпин позировал Репину, к сожалению не сохранился, как в прочем и написанный художником портрет.
По описаниям И.Э.Грабаря и сделанным в процессе работы фотографиям можно представить его композицию. Репин рисовал портрет в натуральную величину, лежащим на широком диване, покрытым ковром и вместе с его любимцем бульдогом Булькой.
В течении нескольких последующих лет Репин возвращался к полотну, внося в картину изменения. И в конечном итоге "записал и уничтожил".



Репин любил собирать в мастерской своих друзей. Он умел работать и одновременно поддерживать беседу.
Довольно часто в моменты оживленного разговора он менял кисть на карандаш и зарисовывал своих собеседников.
Однако главным образом в мастерской собирались, что бы увидеть новые работы Репина. Художник с удовольствием показывал свои завершенные работы. А во незавершенные работы Илья Ефимович не показывал никогда.



Сохранилась оригинальная палитра художника, которую он подвешивал к поясу. Репин сконструировал ее собственноручно, когда  у художника начали атрофироваться мышцы правой руки и он уже не мог больше держать ею большие тяжелые кисти. Волей-неволей он начал рисовать левой рукой,  которой обычно держал палитру. Поэтому ему и потребовалось столь необычное приспособление





Интересна история картины "Пушкин на набережной Невы". Работать над ней Илья Репин начал еще в 1897 году, надеясь написать портрет к 100 летию поэта. Но с тех пор и до конца дней Репин ее постоянно переписывал. Это последнее изображение Пушкина скрывает под собой около десяти других.



Из зимней мастерской можно по небольшой лесенке подняться наверх. Здеь когда-то находилась Летняя мастерская художника. Ее интерьер, к сожалению не восстановлен. Это помещение появилось на месте открытой веранды.
Сейчас в комнате установлен телевизор и гостям музея показывают небольшой документальный фильм о Репине.



Собственно на этом экскурсия по комнатам музея закончилась и нас ждала прогулка по парку.



Спускаясь и направляясь к выходу я обратила внимание на резные шкафчики, висящие на стене. Они мне напомнили работы Елены Дмитриевны Поленовой , которые мы видели в усадьбе Абрамцево.



Я оказалась права. И если те, что на фотографии выше, выполнены в наши дни по ее эскизам и рисункам, то вот эта полочка  сделана ее руками.



Выйдя из дома мы отправились на  небольшую  прогулку по парку. Неподалеку от дома  артезианский колодец "Посейдон". Каждое утро Илья Ефимович пил из него воду.



Сразу же поле покупки Репин занялся не только переделкой дома, но и благоустройством участка. Чтобы осушить болотистую почву, художник создал целую систему прудов и озер.



Благодаря Илье Ефимовичу запущенный и заросший участок превратился в прекрасный пейзажный парк.





В одном из писем Репин высказал пожелание "быть похороненным в воем саду с посадкою дерева в могиле же".
Его воля была исполнена.



На холме, который получил название "Голгофа", где художник выбрал место своего последнего упокоения растет дуб.
Сейчас на могиле Ильи Репина стоит крест. Однако в интернете можно найти фотографии со стелой и бюстом художника.
Возвращаться в дом и спрашивать причину таких изменений мы не стали.



Слева от могилы еловая аллея, ведущая к "Башенке Шахерезады".



Ажурная беседка с которой открывается чудесный вид на Финский залив, находится в аварийном состоянии и закрыта для посещения. Восстановить ее обещают в ближайшие два-три года.



Повернув в сторону дома, мы вышли  на поляну, которую Репин назвал Площадью Гомера. Здесь на небольшом пригорке стоит беседка - "Храм Озириса и Изиды". Беседка служила своеобразной эстрадой для домашних концертов и лекций



Мы вернулись к дому.













Не бывает случайностей. Все закономерно.
Ведь если бы мы повернули на том перекрестке, то не оказались бы в этом удивительном месте.








Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)


</div>
Tags: #365days, #наулицезима, Дворцы и Усадьбы, Зима, Марафон
Subscribe

Posts from This Journal “Дворцы и Усадьбы” Tag

  • Усадьба на Никольской

    В этом небольшом двухэтажном доме с мезонином, расположенном на Никольской улице одного из старейших городов России, родился и провел первые двадцать…

  • Ленин в Горках

    В Горках знал его любой, Старики на сходку звали, Дети — попросту, гурьбой, Чуть завидят, обступали. Был он болен. Выходил На прогулку…

  • Усадьба Горки

    Усадьба Горки одна из немногих подмосковных усадеб, где сохранились подлинные интерьеры конца XIX - начала XX века. Расцвет этого имения приходится…

  • В гости к Пушкину

    В этом небольшом деревянном особняке с девятью окнами по фасаду на Старой Басманной улице, 36 жил Василий Львович Пушкин, известный стихотворец…

  • Родовое гнездо И.С.Тургенева

    "Спасское-Лутовиново" — уникальный памятник культуры, единственный в России мемориальный музей великого русского писателя.…

  • Театральный салон на Тверском бульваре

    Небольшой старинный особняк, расположенный на Тверском бульваре, в конце XIX века был известен практически каждому москвичу. В 1889 году его купил…

  • Усадьба на Фонтанке

    На набережной Фонтанки, 118 расположился ансамбль зданий известный многим, как "Дом Державина". Но если бы Гаврила Романович Державин…

  • Осташёво. Памятник федерального значения

    Несмотря на то, что село Осташево находится всего в 20 минутах езды от нашей дачи, доехать до него ( в течении 25 лет) все как-то не получалось. С…

  • Жизнь природы там слышна

    В 35 километрах от Брянска расположилось крохотное село Овстуг. Здесь родился певец русской природы Федор Иванович Тютчев. Здесь, в родовом гнезде…

promo atlanta_s may 8, 2018 11:19 2
Buy for 40 tokens
Самая классное, что может быть, это проснуться утром с ощущением счастья. Открыть глаза и понять, что ты абсолютно счастлив. Улыбнуться солнышку, которое заглядывает в окошко теплым лучем. Ответить на сонную улыбку дочери. Распахнуть окно. Послушать щебетание птиц. Сварить кофе... Приготовить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Posts from This Journal “Дворцы и Усадьбы” Tag

  • Усадьба на Никольской

    В этом небольшом двухэтажном доме с мезонином, расположенном на Никольской улице одного из старейших городов России, родился и провел первые двадцать…

  • Ленин в Горках

    В Горках знал его любой, Старики на сходку звали, Дети — попросту, гурьбой, Чуть завидят, обступали. Был он болен. Выходил На прогулку…

  • Усадьба Горки

    Усадьба Горки одна из немногих подмосковных усадеб, где сохранились подлинные интерьеры конца XIX - начала XX века. Расцвет этого имения приходится…

  • В гости к Пушкину

    В этом небольшом деревянном особняке с девятью окнами по фасаду на Старой Басманной улице, 36 жил Василий Львович Пушкин, известный стихотворец…

  • Родовое гнездо И.С.Тургенева

    "Спасское-Лутовиново" — уникальный памятник культуры, единственный в России мемориальный музей великого русского писателя.…

  • Театральный салон на Тверском бульваре

    Небольшой старинный особняк, расположенный на Тверском бульваре, в конце XIX века был известен практически каждому москвичу. В 1889 году его купил…

  • Усадьба на Фонтанке

    На набережной Фонтанки, 118 расположился ансамбль зданий известный многим, как "Дом Державина". Но если бы Гаврила Романович Державин…

  • Осташёво. Памятник федерального значения

    Несмотря на то, что село Осташево находится всего в 20 минутах езды от нашей дачи, доехать до него ( в течении 25 лет) все как-то не получалось. С…

  • Жизнь природы там слышна

    В 35 километрах от Брянска расположилось крохотное село Овстуг. Здесь родился певец русской природы Федор Иванович Тютчев. Здесь, в родовом гнезде…