
По замыслу Петра резиденция в Петергофе должна была состоять из дыух смежных садов и ряда дворцов.
Кстати, название Петергоф появилось лишь в 40-х годах XVIII века. Изначально "попутный дворец" назывался на голландский манер Питрегофом (Петров двор).

Сады, в последствии получившие название парков закладывались во французском стиле. Считалось, что такой стиль наиболее ярко отражал величие монаршей власти. Сады разбивались на терассах, которые постепнно поднимались от Финского залива. Нижний сад был разбит на террасе шириной около 500 м, а площадь сада составила 102 га.
На второй террасе, возвышающейся над первой на высоте 15 метров, был разбит Верхний сад. Его площадь всего 15 га: ширина 300 м и длина 500 м.
Центром композиции должны были стать Нагорные палаты, связав воедино Верхний и Нижний парки.

В 1714 году было начато строительство основных архитектурных ансамблей: дворцы Монплизир, Марли, Эрмитаж и Нагорные палаты, превратившиеся в ходе дальнейших реконструкций в Большой Петергофский дворец.

Вместе со строительством дворцов было начато сооружение Большого каскада и морского канала. Петр не жалел денег на строительство загородной резиденции. К тому же Петра часто можно было увидеть беседующим с архитекторами, садовниками и фонтанных дел мастерами. Замыслы Петра I воплощали в жизнь лучши архитекторы, скульпторы, живопистцы и садоводы того времени.

Сам Петр принимал непосредственное участие в создании Петергофа. Сохранилось четыре рисунка с набросками планов Нижнего парка, чертежами Большого дворца и некоторых других павильонов. Петр не только делал общие наброски, но и выполнял детальную планировку отдельных объектов.
С особой любовью Петр I относился к строящемуся дворцу Монплизир. Заложенный в 1714 году в восточной части парка непосредственно на берегу залива дворец строился восемь лет. С примыкающей со стороны воды мраморной терассы можно было любоваться маневрами флота.

После окончания отделочных работ Петр поселился в жилых покоях дворца, а в центральной зале и двух крытых галереях были размещена первая в России картинная галерея - полотна фламандских и голландских живописцев.
Кроме этого дворец был оснащен водопроводом и проточно-промывочной канализацией - являющиеся техническими новшествами того времени.

Со всей России доставляли в Петергоф фруктовые деревья, кедры, клены, каштаны, липы. На территории Нижнего парка было вырыто несколько прудов. Их создание было обусловлено необходимостью осушения заболоченной местности. Кроме этого пруды служили местом для разведения рыб. Судаков, язей и сазанов завезли из Пруссии, осетров и севрюг с Волги. В парке были проведены грандиозные дренажные работы, глиняные пласты заменены привозным плодородным грунтом. Создание парков на сырой глинятой почве стоило больших трудов.

Но основным украшением Петергофа должны были стать фонтаны. Для их функционирования требовалось решить основную проблему - обеспечение фонтанов водой. Источником воды стали ключи и родники Ропшинских высот. Церемония открытия самотечного канала состоялась 8 августа 1721 года, а уже через день вода дошла и до Петергофа, приведя в действие все существовашие на тот момент фонтаны.

Большой и Марлийский каскады, "Менажерные" фонтаны, "Адам", "Пирамида", фонтаны в саду дворца Монплезир, а так же "потешные" фонтаны" , обливавшие с головы до ног зазевавшегося гостя.

Одним из крупнейших архитектурно-фонтанных сооружений мира является Большой каскад Петергофа.
250 скульптур и барельефов, множество декоративных элементов, 80 фонтанов. Площадь ансамбля составляет 300 квадратных метров, а длина фасада 42 метра.
Композиционный центр - два грота, по обе стороны которых устроены водопадные лестницы, украшенные статуями и вазами.

Главный фонтан каскада - фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва". Он был установлен в центре ковша в 1735 году по распоряжению императрицы Анны Иоанновны.
Свинцовая фигура символизировала победу России над Швецией. С Самсоном при жизни сравнивали Петра I, а изображение льва являлось частью герба Швеции.
При замене в 1802 году свинцовых скульптур на бронзовые в центре фонана появился новый "Самсон". В годы ВОВ эта скульптура была утрачена. Сейчас Большой каскад украшает композиция воссозданная в 1947 году по старым фотографиям. Ее авторами являются Василий Симонов и Николай Михайлов.

У подножия Большого каскада раскинулись два симметрично расположенных партерных цветника. Расположенные на одной линии с "Самсоном" фонтаны "Чаши" являются одними из первых фонтанов Петергофа. Устроенные по проекту Н.Микетти, они первоначально имели деревянные чаши.

Фонтан "Фаворитный" является уникальным образцом фонтанного искусства не только в России, но и в Европе. Он был создан в 1725 году. Фигуры фонтана - четыре утки и маленькая собачка, пытающаяся их догнать, приводятся в движение водяным колесом, скрытым под бассейном.

Композиционным центром восточной части Нижнего парка является ансамбль каскада "Шахматная гора". Каскад, первоначально называвшийся "Драконова гора" был создан в 1730-е годы по проекту Н.Земцова. Четыре водопадных ската в виде шахматной доски были декорированы позже.

Сверху и снизу каскад украшают два одноарочных грота. Вход в верхний охраняют три ярко раскарашенных дракона, из пастей которых извергается вода.

Перед каскадом были устроены цветники, а в 1739 году на площади появились два одинаковых фонтана, получившие название Римские. Первоначально они были из дерева и покрыты свинцом.
Позже их украсили мрамором и декоративными элементами из позолоченной бронзы.

Недалеко от каскада уединился фонтан петровского времени "Пирамида". 505 струй образуют восьми метровую квадратную пирамиду.

Особое место занимают в Нижнем парке многочисленные фонтаны -шутихи. Забавные фонтаны были установлены в парке по воле Петра I. "Диванчик" в Монплезирском саду, "Водяная дорога" у Римских фонтанов. Позже, во времена Екатерины, появилисьь фонтаны "Зонтик", "Елочка" и другие.

В западной части парка расположен Львиный, или Эрмитажный, каскад. Он был создан по указу Петра I Ф.Броужэром и Ф.Стрельниковым. Изначально в центре фонтана был устроен П-образны каскадный бассейн из пудостского камня. Но из за разрушения в середине XIX века каскад был разобран и на его месте был потроен гранитный бассейн окруженный четырнадатью гранитными колоннами.

В центре фонтана была установлена статуя работы Ф.Толстого "Нимфа Аганипа".

Официальным днем открытия царской резиденции стало 15 августа 1723 года. После окончания большого морского парада в Кронштадте, флотилия судов, возглавляемая Петром I, вошла в морской канал Большого каскада. В параде принимал участие и знаменитый ботик Птра, который затем был на некоторое время помещен в один из прудов Верхнего парка.
Вечером того же дня была устроена иллюминация с фейерверками.

Цель Петра I - поразить иностранцев изысканным великолепием и роскошью новой резиденции - Петергофом - была достигнута. Присутствующий на церимонии открытия французский посол в своем отчете королю написал: "Поражает основательным изумлением то, что он сумел в таком суровом климате соорудить все показанные нам великолепные вещи, вполне заслуживающие внимания Вашего Величества".

P.S. К сожалению в этот раз обойти весь парк мы не успели.
Во-первых, нас ждали экскурсии в Особую кладовую и Большой Дворец, а во-вторых.. Когда экскурсии закончились и мы снова вышли на терассуу Большого Петергофского дворца - пошел дождь.
Зато есть повод снова сюда вернуться.

И еще нмного фотографий Нижнего парка.







Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (

Journal information