Шуваловский дворец, в котором сегодня располагается Музей Фаберже, был построен в конце XVIII века. Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина - Мария Антоновна Нарышкина и начинается благоустройство дворца. Здание расширяется, строится пристройка, где располагаются танцевальный (колонный) зал и музей. Во дворце Нарышкиных, славившемся собранием произведений искусства, а также празднествами и концертами, бывали А. Пушкин, П. Вяземский, И. Крылов, Н. Карамзин, К. Брюллов и сам император Александр I.
Нарышкины владели домом до 1846 г. В истории дворца "Нарышкинский" период оказался наиболее ярким и богатым воспоминаниями о прекрасной картинной галерее, редкостях, привезенных из разных стран Западной Европы, о блестящих балах, концертах, где звучала роговая музыка (утраченный ныне вид искусства), исполнявшаяся оркестром Нарышкина. Каждый инструмент оркестра издавал только один звук!
В 1844 году к свадьбе наследницы владельцев дома Софьи Нарышкиной и Петра Шувалова начались значительные перестройки дворца. Завершились они 1859 г.
После революции, в 1918 году дворец был национализирован. Спустя год в нем открыли Музей быта, который просуществовал до 1923 (1925) года, после чего собрание Шуваловых было передано различным музеям. В годы войны был разрушен до основания двухэтажный дворовый флигель Шуваловского дворца, сильно пострадал и главный дом. Зажигательная бомба, упавшая на дворец пробила крышу и упала на чердак. Начался пожар, который охватил деревянные конструкции стропил и чердачного перекрытия. Последствием пожара стало обрушение кровли и потолка с уникальной росписью Д. Скотти.
В 2006 г. правительство Санкт-Петербурга приняло решение передать Шуваловский дворец в аренду на 49 лет культурно-историческому фонду «Связь времен». Частный инвестор пообещал не просто платить арендную плату, но также привести дворец в порядок.
Музей Фаберже открыл свои двери в 2013 году. Он стал первым частным музеем федерального значения. Идея создания музея творений Карла Фаберже и созданного им ювелирного дома, появилась в 2004 году, после приобретения В.Вексельбергом уникальной коллекции фирмы Фаберже, собранной медиамагнатом Малкольмом Форбсом. На сегодняшний день собрание русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства насчитывает более 4000 предметов.
Наиболее ценными являются девять пасхальных яиц, созданных мастерами фирмы Карла Фаберже для последних двух императоров. Кроме них в собрании музея фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.
Первый - Рыцарский зал - получил свое название по лепному фризу с изображением средневекового рыцарского турнира, который украшает верхнюю часть стен. В зале представлены коллекция военно-мемориальных ювелирных изделий XVIII- начала XX века, серия акварелей XIX века, а так же серия медальонов, посвященная войне 1812 года.
Ковш презентационный
Подарок князя В. С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка. Санкт-Петербург, 1891. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.
Кубок с крышкой. Санкт-Петербург, 1840-е (?). Мастер-монограммист "FG" и Кружка
Подарок императора Александра III господину Моле. Санкт-Петербург, 1886. Мастер К. Альбрехт.
В соседнем Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, шкатулки они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.
Красная гостиная - первый парадный зал анфилады дворца. Здесь сохранились подлинные зеркала середины XIX века, камин красного мрамора, деревянные панели темного ореха. Сводчатый потолок гостиной до сих пор украшают гербы рода Нарышкиных.
В Красной гостиной представлена коллекция русского серебра, созданная выдающимися петербургскими и московскими ювелирами XIX - начала XX века.
Ковш презентационный. Пожалован императором Николаем II князю Льву Сергеевичу Голицину за заслуги в развитии отечественного виноделия в 1899 году. Санкт-Петербург. 1898 г. Фирма К.Фаберже, мастер Ю.Раппопорт
Пресс-папье «Тройка» Санкт-Петербург, 1861. Фирма Сазикова
Часы настольные в форме грифона
Санкт-Петербург, 1899-1904. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.
Вазы-кратеры (пара) с изображением чинов Роты дворцовых гренадер в залах Зимнего дворца и Тюильри Санкт-Петербург, 1830. Императорский фарфоровый завод.
Синяя гостиная. В ней представлены пасхальные шедевры Фаберже - императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. В коллекции музея находятся девять императорских пасхальных яиц. Эти выдающиеся произведения, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир. Пасхальные яйца с сюрпризами считаются вершиной творчества Карла Фаберже, возглавившего семейное дело в 1872 году.
Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия» Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916. Фирма К. Фаберже.
Пасхальное яйцо «Ренессанс» Подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Пасхальное яйцо-часы «Петушок» Подарок Императора Николая II вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин
Пасхальное яйцо «Коронационное» Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном.
Пасхальное яйцо «Ландыши» Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа.
Золотая гостиная некогда служила парадной столовой. В отделке середины XIX века можно заметить средневековые, охотничьи мотивы.
Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей. Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров XVIII - XIX веков.
Рамка с портретом императора Николая II в форме Лейб-гвардии гусарского Его Императорского Величества полка
Санкт-Петербург, 1898–1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Табакерка презентационная с вензелем императора Николая II
Санкт-Петербург, 1908–1917. Фирма «К. Э. Болин», мастер Н. Черноков.
Аванзал ранее служил официантской. От подлинной отделки зала сохранились камин и белый мраморный барельеф французской работы XVIII века. В витринах Аванзала представлена коллекция драгоценных аксессуаров, демонстрирующая богатейшую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже. Среди них: часы, портсигары, звонки для прислуги, фоторамки, прядки и даже ртутные термометры - предметы, составляющие постоянный ассортимент магазина Фаберже.Такая массовая продукция предназначалась для разных слоев населения и стоила о нескольких рублей до нескольких тысяч.
Несессер Санкт-Петербург, 1908–1917. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём.
Предметы с эмалью в жокейских цветах семьи Ротшильд Из коллекции предметов, изготовленных по заказу барона Леопольда де Ротшильда. Санкт-Петербург, 1908–1917. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем.
В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца XIX – начала XX вв., имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом. Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина. В зале также представлены выдающиеся образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.
В выставочном зале представлены камнерезные изделия фирмы Фаберже и его современников и и живописные полотна русских мастеров XIX столетия. При первых Шуваловых в Выставочном зале, который назывался «Большим кабинетом», находился домашний музей.
Из некогда находившихся в зале предметов из собрания Шуваловых остался вмонтированный в стену триптих фламандской работы XVII века с "Благовещением", "Поклонением волхвов" и "Святой Анной, проповедующей в храме". Из прежней отделки интерьера сохранился камин с мраморный барельефом французской работы XVIII века.
В витринах экспонируются изделия фирмы Фаберже, сделанные из различных пород поделочных и полудрагоценных камней. Это как сугубо декоративные, так и функциональные предметы.. которые позволяют составить представление о высоком уровне развития камнерезного дела на рубеже XIX - XX веков.
Царские врата Царские врата. Живопись: около 1600
Рама с молитвой "Отче наш" Санкт-Петербург, конец XIX века. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Белая и Голубая гостинные в середине XIX века использовались в качестве дамского будуара. Во время перестройки дворца в 1859 году в Голубой гостиной появился эркер. В ходе реконструкции в 1965 году Голубая и Белая гостиные были объединены.
В залах представлена коллекция русских эмалей - произведений, выполненных в традиционных техниках русского эмалевого искусства. В витринах выставлены предметы из мастерских Павла Овчинникова и московских артелей.
Пресс- папье Москва, 1899−1908. Мастер Ф. Рюкерт.
Письменный прибор (поднос, чернильница, пресс- папье, марочница, коробочка для перьев, нож, ручка, держатель для карандаша) Москва, 1899−1908. Мастер Ф. Рюкерт.
Набор для крюшона (чаша на подносе с шестью чарками и черпаком)
Москва, 1894. Фирма И. Хлебникова.
В Белой и Голубой гостиной также представлены образцы русского фарфора XIX века, выпущенные преимущественно Императорским фарфоровым заводом.
Тарелки из серии «Розы» (по ботаническому атласу Пьера-Жозефа Редуте)
Архангельское, 1826–1827. Живописная мастерская Н. Юсупова
Альбом с фотографиями московских достопримечательностей Подарен президенту Франции Эмилю Лубе от французской колонии в Москве. Москва, 1902. Фирма П. Овчинникова
Серия пасхальных яиц из фарфора Фарфоровые пасхальные сувениры, выпускаемые на Императорском фарфоровом заводе с момента его основания в 1744 году
Солонки с ложечками (пара). Москва 1910-е годы. Одиннадцатая артель. Серебро, стекло, чеканка,канфарение, эмаль по скани
Если вы будете в Санкт-Петербурге обязательно зайдите в музей Фаберже. Он расположен в нескольких шагах от Аничкова моста, по адресу Шуваловский дворец, набережная реки Фонтанки, дом № 21.
Музей открыт каждый день с 10:00 до 20:45. Приобрести билеты в кассе можно с 9:30 до 20:15.
Цена билета зависит от его типа:
Полный входной билет - 500 руб.
Льготный входной билет (школьники, студенты, пенсионеры) - 250 руб.
Билет на экскурсионный сеанс по основной экспозиции Музея Фаберже - 1000 руб.
Аудиогид - 250 руб.
Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru
Journal information