Записки балерины "Обо всем понемногу" (atlanta_s) wrote,
Записки балерины "Обо всем понемногу"
atlanta_s

Categories:

«ТЕАТРОКРАТИЯ. ЕКАТЕРИНА II И ОПЕРА»

19 сентября в музее-заповеднике "Царицыно" откроется выставка «Театрократия. Екатерина II и опера»

«Театрократия. Екатерина II и опера» — выставка о становлении русского музыкального театра в XVIII веке. Она представит исторические материалы и произведения искусства из 27 российских музеев, две театральные премьеры и насыщенную публичную программу для широкой и профессиональной аудитории. Это первый музейно-театральный проект такого масштаба в музее-заповеднике «Царицыно» — выставка-фестиваль, в создании которой задействована большая команда кураторов и специалистов из музейной и театральной сфер. Выставка представит императрицу Екатерину II как театрального деятеля, чьи взгляды и подходы к созданию театральных работ в XVIII веке очень созвучны тому, как мы воспринимаем театр в XXI веке.



Кураторы выставки-фестиваля — доктор искусствоведения Анна Корндорф, театровед, драматург и музыкальный критик Илья Кухаренко, художник, сценограф и архитектор Алексей Трегубов, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Орехова. Участниками театральной и музыкальной частей проекта станут актриса Ингеборга Дапкунайте, оркестр Questa Musica и дирижёр Филипп Чижевский, лауреаты фестиваля «Золотая маска» режиссер-документалист Михаил Патласов, театр «Трикстер, Петр Айду. Публичную программу «Театр и музей. Опыты взаимодействия» курируют Антон Флеров и Мария Бейлина (Институт Театра), а также театральный просветитель Алиса Спирина (театр «Новая Опера имени Е.В. Колобова).

Посетители проникнут «за кулисы» театрального визионерства Екатерины II и смогут оценить ее таланты политтехнолога, автора, цензора, режиссера, критика и зрителя. «Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как удовольствие», «Опера как воспитание», «Опера как страсть», «Опера как смерть», «Опера как дом» — из этих разделов складывается сюжет экспозиции, пространство которой оформляет художник и архитектор Алексей Трегубов. В последнем зале посетитель сам оказывается на сцене барочного театра, а финалом путешествия станет VR-спектакль по мотивам русских и итальянских опер, любимых Екатериной II или написанных по ее заказу.




Оперный VR-спектакль режиссера Михаила Патласова и драматурга Ильи Кухаренко при участии актрисы Ингеборги Дапкунайте, дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica — ко-продукция музея-заповедника «Царицыно» с Большим театром, созданная при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина и Blavatnik Family Foundation. Для спектакля собраны редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, которые будут исполнены по подлинным партитурам в аутентичной манере, многие их них прозвучат в России впервые за два с половиной века. Основа спектакля — исторические документы, письма и дневники современников Екатерины II. Ингеборга Дапкунайте перевоплотится в актрису, которой предстоит сыграть императрица.

Камерная опера Кристофа Виллибальда Глюка «Китаянки» — копродукция музея-заповедника «Царицыно» с театром «Трикстер», Петром Айду, музыкантами «Персимфанса» и солистами вокального ансамбля INTRADA. Музыка Глюка часто звучала при дворе Екатерины II, а у посетителей «Театрократии» будет возможность услышать это редко исполняемое сегодня произведение в жанре кукольной оперы, познакомиться с популярными театральными форматами эпохи (opera seria, opera buffa, пастораль), стилем и манерами, характерными для европейских салонов конца XVIII века.

Еще один спектакль, который будет частью выставки — космоопера «Дидона и Эней» на музыку Генри Перселла в постановке театра «Трикстер». Выбор этой постановки не случаен — известно, что Екатерина II ассоциировала себя с карфагенской царицей Дидоной (этому сюжету будет уделено большое внимание на выставке), а опера Перселла — одна из самых известных музыкальных интерпретаций этого античного мифа о трагической любви. Премьера спектакля состоялась в 2019 году в рамках лаборатории Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».

В экспозиции Большого Дворца «Царицыно» впервые будут показаны ранее не выставлявшиеся в таком объеме материалы, связанные с екатерининской оперой, предоставленные Государственным Эрмитажем, Государственным Историческим Музеем, Государственной Третьяковской галереей, Музеем-усадьбой «Кусково», ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственным музеем-заповедником «Царское Село», Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина, Государственным музеем-заповедником «Петергоф», Музеем архитектуры им. А.В. Щусева и многими другими. Специально для выставки-фестиваля по инициативе музея-заповедника «Царицыно» создаются две оперные премьеры, которые не только станут экспонатами выставки, но и останутся в коллекции музея после ее окончания.



На выставке зрители увидят:
— уникальную подборку работ придворных театральных декораторов Екатерины II: Франческо Градицци, Пьетро Гонзага, Людвига Тишбейна. Отдельный раздел будет посвящен наследию представителя великой династии итальянских сценографов Карло Бибиена, который провел два года при русском дворе и оставил портфолио головокружительных архитектурных фантазий для сцены;
— оригинальные проекты самых известных императорских и частных театров Екатерины II, выполненные архитекторами Джакомо Кварнеги, Антонио Ринальди, Петром Нееловым и др., а также макеты Эрмитажного театра и Китайского театра в Царском селе, позволяющие представить эти здания в первоначальном виде;
— автографы сочиненных и написанных рукой императрицы либретто, а также партитуры ее любимых опер. В том числе опера «Мнимые философы» Джованни Паизиелло, которую государыня знала наизусть и от которой, по ее словам, можно было «умереть со смеху»;
— подлинный костюм из гардероба князя Григория Потёмкина, который в середине ХIХ века по распоряжению Николая I был передан в Мариинский театр и «прослужил» там в качестве оперного реквизита до 1970-х годов;
— коллекцию редчайших, никогда не выставлявшихся материалов, связанных с оперой Екатерины II «Начальное управление Олега». В их числе: уникальный альбом эскизов костюмов к спектаклю из Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, эскизы декораций Франческо Градицци и Пьетро Гонзага, раскрашенные гравюры со сценами спектакля, и построенный специально для выставки на основании подлинного рисунка А.Н. Оленина, макет сцены третьего действия;
— бутафорию, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров XVIII века;
— старинные музыкальные инструменты оперного оркестра, оригиналы и действующие копии театральных машин.

Театрократия — определение, которое дал знаменитый историк театрального искусства Николай Евреинов русскому XVIII веку, обозначая им всепроникающую власть театра. С одной стороны это способность видеть театральность во всем происходящем, с другой стороны — стремление упорядочивать жизнь в соответствии с сценическими законами. «Театрократия. Екатерина II и опера» — это и не выставка в классическом понимании, и не театральный спектакль в чистом виде, а многослойное исследование «мании театрализации», которую Евреинов считал свойством русской жизни.

«Музей-заповедник «Царицыно» — это настоящий «театр архитектуры и ландшафтного дизайна». Театральность исторически определяет идентичность этого места, а в проекте «Театрократия. Екатерина II и опера» творческая группа его создателей нашла способ говорить об этом современным языком и выстраивать новые смыслы вокруг нашей музейно-театральной сущности», — говорит директор Музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.

«Меньше всего мы хотели делать «театрализованную экспозицию» или «оживлять» театральный мир XVIII века. Наша задача собрать подлинные произведения и артефакты, связанные с екатерининской оперой. Это сегодня очень непросто, ведь их сохранилось крайне мало, и они рассеянны по самым различным собраниям. А затем с помощью современных театрально-музейных технологий мы стараемся создать для них контексты — исторический, художественный, музыкальный, литературный, пытаемся «разговорить» этих молчаливых свидетелей, чтобы они рассказали, в чём была власть и сила оперного театра XVIII века», — добавляет куратор выставки Анна Корндорф.

Публичная программа выставки-фестиваля включает в себя более 40 образовательных мероприятий для семейной и детско-юношеской аудитории, показы музыкальных спектаклей, серию 8 оперных кинопоказов и дискуссий с оперными звездами и многое другое.

В пространстве выставки «Театрократия. Екатерина II и опера» будет работать Образовательный кластер «Новая Опера «(ОКНО), который станет резидентом «Детского Царицыно» и предложит программу воркшопов для детей от 3 до 6 лет «Первая опера», семейный воркшоп «Создаем оперу» для детей от 7 до 11 лет и их родителей, мастерскую театрального эскиза для детей от 8 до 13 лет и театральные мастерские для подростков от 12 до 18 лет. Куратор программы — Алиса Спирина.

В зале «Арзамас» при участии TheatreHD и OperaHD пройдет серия кинопоказов и обсуждений лучших образцов режиссерских интерпретаций оперных шедевров из лучших театров мира – MET, Royal Opera House, Teatro alla Scala и др.

В партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина в рамках выставки-фестиваля разработана профессиональная образовательная программа «Театр и музей. Опыты взаимодействия». С сентября по декабрь 2021 в «Царицыно» пройдет образовательный курс «Театр и музей. Социальная миссия». Он представит формы и форматы участия культурных институций в решении социальных вопросов и проблем, а также поможет участникам освоить практические навыки реализации и продюсирования социально направленных проектов и проектов устойчивого развития. Экспертами курса выступят представители оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, Берлинского Филармонического оркестра, научно-технологического центра The Tech Interactive в Калифорнии и фестиваля искусств Kunstenfestivaldesarts в Брюсселе. Точное расписание будет объявлено позже.

Tags: Выставки, Москва, Музей, Царицыно
Subscribe

Posts from This Journal “Музей” Tag

  • Минералы, горные породы и прочие полезные ископаемые

    Третий сезон мы участвуем с ребенком в олимпиаде "Парки. Музеи. Усадьбы". В этот раз наш путь лежал на Моховую улицу в Геологический музей…

  • 47. #фотодня. Не то, что кажется

    Вчера были с ребенком в музее. Геологическом музее им. В.И. Вернадского. Среди прочих экспонатов увидели вот этот. Если бы не прочитала вряд ли бы…

  • Музей-сокровищница Святого Эчмиадзина

    Музей «Сокровищница Эчмиадзина» был построен на средства знаменитого армянского бизнесмена и филантропа Алека Манукяна и его супруги Мари…

  • «Театрократия. Екатерина II и опера» - выставка-фестиваль в Царицыно

    В музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка «Театрократия. Екатерина II и опера». Это первый музейно-театральный проект…

  • Сокровища Фаберже

    Как я уже писала, одной из целью нынешнего визита в Санкт-Петербург было посещение музея Фаберже. Шуваловский дворец, в котором сегодня…

  • 12.#92фото. Фаберже

    Сегодня просто фотография. Подробности будут, но... Как только разберусь со всеми делами, которые накопились пока я путешествовала.

  • Миссия Матрешки

    В музее декоративно-прикладного искусства открылась выставка Инициатором выставки стал благотворительный фонд "Миссия". Одно из…

  • В гости к Пушкину

    В этом небольшом деревянном особняке с девятью окнами по фасаду на Старой Басманной улице, 36 жил Василий Львович Пушкин, известный стихотворец…

  • Парадоксы керамики

    Среди множества версий (легенд) о происхождении человека существует и та, что гласит - человек сотворен из глины. Интересно кто его из этой самой…

promo atlanta_s may 8, 2018 11:19 2
Buy for 40 tokens
Самая классное, что может быть, это проснуться утром с ощущением счастья. Открыть глаза и понять, что ты абсолютно счастлив. Улыбнуться солнышку, которое заглядывает в окошко теплым лучем. Ответить на сонную улыбку дочери. Распахнуть окно. Послушать щебетание птиц. Сварить кофе... Приготовить…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments