Премьера балета состоялась 23 января 1877 года на на сцене петербургского Большого театра.
Он был поставлен Мариуом Петипа для бенефиса Екатерины Вазем.
Премьера балета в Большом театре состоялась в 1904 году, в постановке Александра Горского, по спектаклю Мариуса Петипа. Затем в Большом еще дважды ставили "Баядерку".
Нынешний вариант, в постановке Юрия Григоровича увидел свет рампы в конце 1991 года. Григорович восстановил все лучшее, что сохранилось в хореографии Мариуса Петипа, в частности картину "Тени", а также фрагменты из постановок Чабукиани и Зубковского.
Так получилоь, что я принимала непосредственное участие в восстановлении этого балета. Когда Юрий Николаевич приступил к потановке, труппа находилась на гастролях в Аргентине.
Было это в августе 1991 года.
Почему выбор пал на нас со Светланой Молевой не знаю. Хорошо помню, как мы втроем (Юрий Николаевич, Света и я), в маленьком репетиционном зале театра Колон (оперный театр в Буэнос-Айресе) ставили танец попугаев. Вернее ставил Юрий Николаевич, а мы делали то, что говорил Григорович.
Что-то ему нравилось, что-то нет. Он менял, мы снова танцевали. Он спрашивал нас - трудно или нет. Снова менял. Репетировали мы дней пять-шесть и за это время танец был поставлен полностью.
Уже потом, в Москве, Юрий Николаевич его сократил. Ну а мы со Светой, естественно, были в числе первых исполнителей. ))))
Самым красивым, хотя и не самым красочным, на мой взгляд является третий акт - так называемые "Тени", которые являются одним из лучших образцов классической хореографии. Вообще акт "Теней" считается вершиной творчества Мариуса Петипа.
Если вы не видели, о очень рекомендую посмотреть. Впечатляет.
Вера Красовская, известный русский балетный историк, критик и танцовщица, очень точно описывает момент появления "теней": «Первым шагом танцовщицы-тени был устремленный вперед арабеск. Но тотчас же она откидывалась, руки ее тянулись назад, словно ее влекла к себе обратно таинственная тьма пещеры. Однако там уже стояла следующая танцовщица, повторяя начатый пластический мотив. В бесконечно повторяющемся движении арабеска развивалось мерное шествие теней, постепенно заполняя всю сцену. Образуя группы и линии, исполнительницы не нарушали симметричной правильности танца. Медленно разворачивалась на подъеме вверх нога, корпус сгибался вслед за откинутыми назад руками, утверждая в разных вариантах основной орнамент танца. Словно облака клубились у горных вершин».
Для меня, пожалуй, самым сложным был именно первый выход.
И если спускаясь по пандусу арабесками меняешь ногу, да и есть возможность, хотя бы мизинцем руки опираться на это самый пандус, то по планшету сцены опорная нога не меняется и рассчитывать можно только на себя.
Ну и еще из трудного - 7 секунд на одной ноге в позе ecarte. Особенно тяжело, если кто-то начинает перед тобой шататься. Поэтому главное не смотреть вокруг себя ))))
В общем, приятного просмотра.
Для тех, кто не хочет смотреть весь балет - сцена "Теней" начинается с 1:35:30.
Journal information