Не знаю почему, но Михаил Леонидович дает класс через неделю. И неделю я хожу к нему, неделю к Акимову.
Часто, давая комбинацию, Михаил Леонидович говорит, обращаясь к концертмейстеру: "Размер Асафа (Мессерера)".
Не знаю понимают ли молодые артисты о чем речь, но концертмейстеры точно не всегда понимают. Ведь состав концертмейстеров в театре обновился полностью.
Еще есть кабриоли, как у Асафа. Или Ермолаевский разогрев.
В общем, сегодня я о воспоминаниях...
Дело в том, что пару лет назад мы наконец сделали книгу. Хотя "сделали" в данном случае не совсем верный глагол. Мы ее закончили, собрали и... выпустили.
В ней, бывший солист и педагог Большого театра, Герман Борисович Ситников рассказывает, в том числе, и про этих педагогов: про Асафа Михайловича Мессерера и Алексея Николаевича Ермолаева.
Мне кажется книга получилась очень интересной.
Фрагменты из нее я публиковала у себя в блоге.
Полностью книгу можно почитать на сайте Ridero.
Получилась небольшая реклама книги.
Ну а почему бы и нет ))))
С первого класса мы весело и неплохо учились. А про наших педагогов нужно вести особый разговор. С ними нам очень повезло. Первые четыре года нам преподавала Серафима Сергеевна Холфина. Она очень хорошо вела мальчишек. А потом (на следующие пять лет) нас взял Асаф Михайлович Мессерер. Оба они были учениками В. Д. Тихомирова. А. М. Мессерер танцевал до 50 лет и танцевал очень интересно. Мы, когда стали постарше, ходили на все его спектакли. И если он в театре давал какие-то уроки, то до нашего класса в училище он еще не преподавал. Если не ошибаюсь, мы были его первым классом.
Он приходил, скидывал пиджачок, закуривал… Тогда еще разрешали курить в классах, и показывал всегда очень здорово. Очень интересно. Это был седьмой зал старого училища, на втором этаже. Оно находилось рядом с Большим театром на Пушечной улице. Сейчас в этом здании располагается балетмейстерский факультет ГИТИСа и Щепкинское училище.
С того времени началась и моя преподавательская практика. Потому что Асаф Михайлович иногда говорил — «завтра я не приду, Ситников, дашь урок». Ну, мы и повторяли то, что делали накануне. Было это нечасто, может быть, два-три раза в месяц. Занимались все дисциплинированно, мы же были довольно-таки взрослые, нам уже лет по 14 было. Но в принципе у Асаф Михайловича какое-то время была ассистентка, которую звали «птичкой». Это была жена театрального дирижера, пианиста и концертмейстера Александра Давыдовича Цейтлина. Потом Асафу Михайловичу помогал гротесковый танцовщик Виктор Дорохин.
Позднее мне Николай Романович Симачёв рассказывал интересные подробности. Например, о том, что в других классах училища в военные годы преподавал директор и худрук филиала Большого Михаил Маркович Габович, он приходил с пистолетом, открывал кобуру, доставал шоколад и откусывал. В общем, один курил, другой шоколад ел.
Journal information